Одним из самых заметных как по размерам, так и по значимости экспонатов «ВТТВ-2007» был макет ракеты-носителя «Ангара». Расположенный радом с ним макет ракеты-носителя «Космос-ЗМ» выглядел не менее впечатляюще, но на «Полете» их выпуск прекратился в 1994 году и вряд ли возобновится. А к выпуску «Ангары» «Полет» планирует приступить уже в 2010-м.
Путь к «Ангаре»
В середине 90-х был объявлен конкурс на создание «ракеты-носителя XXI века». Проекты на конкурс представили РКК «Энергия» им. Королева, ГРЦ «КБ им. Макеева» и ГКНПЦ им. Хруничева. После подробного обсуждения Министерство обороны, Российское космическое агентство и Госкомитет РФ по оборонным отраслям промышленности отдали предпочтение «Ангаре», разработанной ГКНПЦ им. Хруничева. По итогам конкурса 26 августа 1995 года вышло постановление правительства РФ «О мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса «Ангара».
В том же году на 43-м Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже широкой публике был представлен макет ракеты-носителя «Ангара-1» и стал его главным экспонатом. Главной «фишкой» «Ангары» является ее экологичность: если для предыдущих советских и российских ракет-носителей топливом служили ядовитый гиптил или смеси, включающие в себя ядовитые азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин, то для «Ангары» выбрали относительно безвредные керосин и кислородно-водородную смесь.
Наш «Полет» подключился к работе по созданию новой ракеты-носителя на раннем этапе. В рамках сотрудничества с химкинским НПО «Энергомаш» на омском предприятии выпустили около 50 наименований узлов и деталей для жидкостного реактивного двигателя РД-191. Благодаря этому двигателю ракету-носитель «Ангара» могут делать по принципу конструктора «Лего». На каждом модуле будет устанавливаться один РД-191, в зависимости от количества модулей «Ангаре» будет присваиваться класс. На легкой ракете — один модуль, на средней — три, а на тяжелой — пять.
«Ангара» легкого класса сможет выводить на орбиту две тонны груза, полулегкого -3,7 тонны, среднего — 14,5 тонны и тяжелого — до 28,5 тонны. На первом этапе на «Ангару» будет ставиться разгонный блок «Бриз-КМ», прошедший летные испытания на ракете-носителе «Рокот», а в дальнейшем — кислородно-водородный разгонный блок. От других типов ракет-носителей «Ангара» заметно отличается по компоновке: в основном корпусе первой и второй ступеней размещаются баки горючего, а баки для жидкого кислорода подвешены сбоку.
Полетовско-ангарский «роман»
В феврале 2007 года вышел президентский указ о включении ПО «Полет» в состав ГКНПЦ им. Хруничева». Поэтому вполне естественно, что филиал примет участие в масштабном проекте головного предприятия по выпуску «Ангары». Как заявил в феврале генеральный директор ГКНПЦ Владимир НЕСТЕРОВ на совете главных конструкторов по КРК «Ангара», прошедшем на космодроме Плесецк, «испытания нового комплекса начнутся в 2010 году, первый пуск ракеты-носителя «Ангара» в легком варианте состоится в 2011 году. Финансирование работ по созданию комплекса осуществляется в полном объеме».
Предприятие «Звезда» из Северодвинска уже завершило строительство нового стартового стола в Плесецке, предназначенного для запуска «Ангары». А 22 декабря 2004 года председатель правительства РФ Михаил ФРАДКОВ и премьер-министр Казахстана Даниал АХМЕТОВ подписали соглашение о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек», который предусматривает строительство стартового и технического комплексов для запусков «Ангары». Казахстанская сторона вкладывает в этот проект 220 млн долларов, работы идут полным ходом. Так что «Ангары» будут стартовать и с Плесецка, и с Байконура.
По словам главного инженера ПО «Полет» Григория МУРАХОВСКОГО, «на предприятии приступили к поэтапному освоению «Ангары», к 2009 году предстоит завершить подготовку производства, а в 2010-м перейти к выпуску ракет-носителей». Несмотря на то, что на «Полете» с 1994 года не выпускаются ракеты-носители, как заверяют на предприятии, 26, 66 и 67 цеха, в которых производился выпуск ракет, вполне работоспособны. Комплектование «Ангары» на «Полете» начнут с изготовления отсеков, затем перейдут к бакам, а уже потом пойдут сборка и прочие технологические процессы. Правда, производственное оборудование для выпуска баков устарело и морально, и физически, но, думается, у заказчиков найдутся средства на его замену.
Как объяснили мне полетовские представители, обслуживавшие экспозицию предприятия на выставке, то, что макеты «Космоса-ЗМ» и «Ангары» на ВТТВ-2 стояли рядом, символизировало, что на смену старой ракете-носителю приходит новая. Когда-то на «Полете» «наклепали» столько «Космосов-ЗМ», что их хватило на 16 постсоветских лет и еще изрядно осталось на складах Минобороны. Сколько «Ангар» выпустит омское предприятие, поживем — увидим. А пока «Полету» предстоит нелегкая работа по восстановлению производства ракет.