РОСТ ТАРИФОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЗАЛОЖЕН В БЮДЖЕТЕ

Депутаты не могут жить вразрез с главным финансовым документом

Практически единогласно на прошедшем заседании городского Совета депутаты проголосовали в первом чтении за поднятие уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 70%. Это значит, что уже в самые ближайшие месяцы омичи станут платить за жилье в два раза больше, чем сейчас. Как говорят и сами депутаты, и руководители города и области, поднимать тарифы необходимо, поскольку бюджет 2001 года был рассчитан исходя из уровня платежей населения за коммунальные услуги в размере 70% от их стоимости, а не 45%, которые мы оплачиваем сейчас.

Анатолий БУШУЕВ, директор департамента городского хозяйства еще весной выходил к депутатам городского Совета с предложением поднять уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги до 70%. «КВ» в №16 от 25 апреля писали об этом и приводили для примера свои подсчеты. Прошло несколько месяцев, и мечта коммунальщиков почти что осуществилась. Депутаты в первом чтении проголосовали за поднятие тарифов на обслуживание жилья, тепло, горячую и холодную воду. Надо сказать, что не все народные избранники согласны с новыми расценками. Есть среди них трое радетелей за интересы граждан. К сожалению, страна так и не узнает своих героев, поскольку на заседании горсовета депутаты отказались провести поименное голосование. Учитывая, что не за горами выборы, можно понять такую предосторожность.

В то же время пойти против предложения департамента городского хозяйства депутаты тоже не могут, поскольку прекрасно понимают, что сейчас легче поднять тарифы, нежели перекроить городскую казну. Изначально в ней были заложены средства на возмещение затрат коммунальщиков и энергетиков исходя из того, что горожане будут платить 70% от стоимости услуг. Это и есть основная причина повышения стоимости коммунальных услуг, а все остальные вытекают уже из нее.

К примеру, плата за содержание жилья не менялась с 1999 года. Сейчас она составляет в среднем 85 копеек за 1квадратный метр — это 31% от плановой стоимости данной услуги. Соответственно, 69% должно возмещаться из бюджета. Однако в 2001 году на эти цели предусматривалось всего 4,3% от потребности, а в прошлом году вообще ноль. Поэтому жилищные организации ( цитирую пояснительную записку, которую предоставил департамент городского хозяйства депутатам) «вынуждены выполнять в пределах получаемых платежей населения только первоочередные работы: подготовка к зиме жилищного фонда (ремонт внутридомовых сетей и устройств, заделка межпанельных стыков, ремонт кровель, ремонт входных дверей и окон)…». Далее перечислять не стоит. Не знаю, может быть, мой дом находится за пределами муниципального образования Омск, но что-то не припомню, чтобы в моем подъезде хотя бы раз отремонтировали дверь или окно, не «содрав» с меня на эти цели энную сумму денег дополнительно к тем, которые мне ежемесячно приходится отстегивать коммунальщикам. Ну да ладно… Только вот обидно, что после того, как мы станем платить 70% от стоимости услуг, ситуация совершенно не изменится. Почему? Есть другое объяснение. Его можно найти в этой же пояснительной записке: хронический дефицит средств неизбежно ведет к преждевременному старению жилищного фонда и к ежегодному удорожанию его содержания.

Что касается поднятия тарифов на тепло, горячую и холодную воду, то и здесь все предельно ясно. В бюджете на 2001 год на возмещение разницы в тарифах по тепловой энергии заложена сумма 243,2 миллиона рублей. Это сумма рассчитана опять-таки исходя их того, что мы платим 70% от стоимости услуг энергетиков. В общем, виноват во всем бюджет, за который же сами и голосовали. Теперь, понятно, пойти против главного финансового документа никак нельзя.

Однако есть другие законы, которые хоть ненадолго могут оттянуть столь радостный для всех нас момент — поднятие тарифов. Например, заключение начальника юридического отдела Омского городского Совета Николая КОВЫРШИНА. В нем он пишет, что введение в действие решения об изменении уровня платежей и тарифов на отопление возможно только после начала нового отопительного сезона. Свое заключение юрист горсовета объясняет следующим образом. Плата за отопление производится ежемесячно в течение всего года равными частями. Хотя отопительный сезон длится у нас не весь год. Так, в 2000-2001 годах он проходил с 25 сентября по 18 апреля. Однако платим за тепло мы и в июне, и в августе будем платить, потому что — читай выше. Согласно Гражданскому кодексу, нельзя вводить новые тарифы до наступления нового отопительного сезона. Впрочем, лето пролетит очень быстро.