Я ЗНАЮ, ГОРОД БУДЕТ!

Я ЗНАЮ, ГОРОД БУДЕТ!

Группа «Омск» и движение «Новый город» предложили омичам с 14-го по 16 июня помечтать

На стартовую проектную игру «Образы будущего Омска» омичи собрались в Парк-отеле «Мечта». Игра началась с вопроса руководителя игры ко всем участникам: «Как вы понимаете стартовую проектную игру «Образы будущего Омска»? В основном ответы укладывались в верные схемы: «это первая из подобных игр» или «наши наработки найдут применение в жизни». Лишь одна участница игры предположила, что уж если все собрались в «Мечте», то обязательно для того, чтобы помечтать о будущем города. «Вот и я так думаю», — подхватил мысль руководитель игры, продолжив ее развитие в сторону необходимости создания некой утопии, которая всегда является мощной движущей силой истории. Превратить Омск в город с собственной утопией — так можно было определить главную идею установки на игру.

Двадцатый век дал миру идею и технологии интенсивного коллективного проектирования истории, позволяющие переводить спонтанные исторические процессы в сферу социальной инженерии. Но для того чтобы проект имел жизнеспособность, проектировщикам необходимо иметь ясное представление о настоящей ситуации, особенностях мировосприятия людей — участников проекта и их чаяниях, настоящих и возможных ресурсах и инструментах реализации идей. Поэтому игра началась с письменных ответов всех участников игры одновременно на вопросы: «Что может Омск подарить России на свое трехсотлетие?» или «Каким вы видите Омск в 2017 году?». С предложением назвать десять корневых смыслов Омска возникла заминка. Если, скажем, Париж любой человек, даже ни разу во-французской столице не бывавший, легко обозначит понятиями «Эйфелева башня», «собор Парижской Богоматери», «Елисейские Поля», то в отношении Омска вырваться за рамки ничего не говорящего штампа «Омск — город сад» оказалось далеко не просто. И больше сотни омичей -депутатов горсовета, представителей бизнеса, интеллектуальной элиты города, управленцев, журналистов, студентов — были вынуждены крепко задуматься о своих взаимоотношениях с городом.

После письменной работы участники игры разбились на пять команд и приступили к напряженной интеллектуальной работе по подготовке докладов на тему моделей и стратегий формирования будущего Омска. Во время прений страсти накалялись порой настолько, что иные из участников, казалось, вот-вот перейдут к методам дискуссионной борьбы, известной под названием «коктейль Жириновского», или, того хуже, покинут игру вовсе. Но ни разу никто так и не переступил опасную черту. Достойно и интересно представившие свои проекты команды получали от руководителя игры красные шары и баллы от жюри, состоящего из представителей команд.

Как во всякой игре, в итоге должен был определиться победитель. Но эмоции участников проектной игры «Образы будущего Омска» искали себе выход не в этой связи. Погрузившись в игру, участники попали в пространство неизвестности, когда, по идее, каждый шаг должен к чему-то вести, вот только к чему. Заданной цели нет, каждый определяет ее сам, но при этом цель должна оказаться общей для всех членов команды. Понятно, что при таком уровне сложности задачи и необходимости определиться с личными и общественными желаниями отношение к игре как к чему-то несерьезному отступало, освобождая место актуальности. Короткие перерывы на обед и ужин — и снова погружение в идею Омска как города, имеющего собственное будущее.

Приехавший на игру мэр Калачинска Фридрих МЕЦЛЕР познакомиться с идеей «Образов будущего Омска» настолько погрузился в атмосферу поиска смыслов и форм развивающегося Омска, что принял решение остаться и на следующие два дня игры, отметив, что ему крайне приятно открыть для себя такое количество оригинально и смело мыслящих людей.

Программой-минимум игры назвал появление людей, способных мыслить по-новому в самых разных культурных и социальных слоях, экс-директор музея Ф.М. Достоевского Виктор ВАЙНЕРМАН, продолжив, что программой-максимум должно стать появление новой омской реальности.

Член группы «Омск», одной из двух организаций инициаторов игры, Андрей НИКИТЕНКО говорит, что идея «Образов будущего Омска» бродила уже довольно давно. Дело в том, что люди, преимущественно сегодня формирующие будущее Омска, бизнесмены, чиновники, так или иначе при обсуждениях планов развития города не могут, пусть подспудно, не думать о своих личных или корпоративных интересах. Отсюда вывод: участие общественных сил в формировании будущего Омска крайне необходимо. И для того чтобы эти силы стали действительно движущими силами, нужна некая площадка городского стратегического мышления.

Шагом к созданию омского «полигона идей» и стала первая проектная игра «Образы будущего Омска», учрежденная группой «Омск» и движением «Новый город». А какая из команд победила в игре, совсем неважно. Победителем должен в итоге оказаться каждый из жителей Омска, прочно связавший свою судьбу с городом. А своего рода лифтом, призванным доставить интеллектуальные наработки участников «Образов будущего Омска» институтам, имеющим инструменты формирования будущего, станет создание книги с таким же названием, как и у игры. И, может, к своему юбилею Омск будет еще сильней и краше.