Вечером перед пожаром в доме-интернате ничего не предвещало беду. Следуя обычному распорядку дня, все жители дружно поужинали, посидели у телевизоров и отправились спать… Но уже в первом часу ночи в Екатерининской пожарной части зазвонил телефон: «Быстрее приезжайте! Горим!» — кричала на другом конце провода женщина.
Звонившей оказалась медицинская сестра интерната Наталья Кремер. Она первой почувствовала беду и поспешила вызвать помощь. Полтора километра, отделяющие пожарную часть от дома престарелых, спасатели промчали за восемь минут. К горящему зданию подоспели два пожарных расчета, однако сразу стало понятно, что им одним с таким огнем не справиться: из всех окон третьего этажа валил густой дым. Тут же вызвали подмогу. И вот уже интернат окружили 15 пожарных машин.
В панике из здания выскакивали люди: кто-то сам выбирался через открытые двери, тем, кому было сложно передвигаться, помогали медики, а другие, рискуя жизнью, готовы были выпрыгнуть из окна.
— В интернате было много людей, которые не ходят, — рассказывает глава Администрации Тарского района Павел Исаев, который видел все происшедшее собственными глазами. — Их врачи выносили через эвакуационные выходы. На улице людей укладывали на матрацы, закрывали одеялами. На место выехало подразделение медицины катастроф. Собрали срочно реанимомобиль со всем необходимым оборудованием, не зная еще точно, что там произошло, вызвали врачей-реаниматологов, хирургов, выехала главный врач больницы.
Через шесть минут после приезда первых машин было решено тушить коридор с двух сторон. По внутренней лестнице второго подъезда спасатели подняли на горящий этаж рукав с водой.
Тем временем огонь тушили и с улицы.
Вскоре в здании не осталось никого. 303 эвакуированных жителя интерната оказались на улице. Испуганными глазами старики смотрели на горящий дом, из которого чудом выбрались живыми.
— Кто-то из наших не смог выйти, — сетует житель интерната Виктор Колпин, — скорее всего, те, кто не ходил сам, кто лежал. Вот и сгорели.
По словам заместителя начальника ГУ МСЧ России по Омской области Сергея Куянова, во время пожара погибли десять человек. Пятерых пенсионеров с тяжелыми травмами и ожогами доставили в ТарСКУЮ районную больницу.
Уцелевших жильцов третьего этажа (а это в основном мужчины) разместили в Тарском психоневрологическом диспансере.
— Их привезли к нам в семь утра, — рассказывает помощник охранника диспансера Михаил Песиков, — все они были в саже, черные. Их помыли и отправили в наш второй корпус. Не пойму, зачем. Там, кажется, нет воды, а здесь есть все условия.
В ночь трагедии для расследования обстоятельств пожара и ликвидации его последствий был сформирован оперативный штаб, в который вошли начальник главного управления МЧС по Омской области Владимир Гуржей, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Лупов, начальник УВД региона Виктор Камерцель и заместитель областной прокуратуры Виктор Штейнбах. В тот же день в Тару на вертолете прилетел губернатор Омской области Леонид Полежаев.
Для расследования причин пожара из Москвы прибыла комиссия Министерства по чрезвычайным ситуациям России, которую возглавил главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Геннадий Кирилов.
— Мы возбудили уголовное дело по факту поджога, — сказал заместитель прокурора Омской области Николай Саврун. — Источник возгорания находился на третьем этаже, следовательно, огонь мог появиться вследствие действий людей.
По предположениям же сотрудников и жильцов дома-интерната, пожар мог возникнуть из-за курения в одной из комнат.
На следующий день корреспонденты нашей редакции тоже выехали на место происшествия.