будет равна девяти рублям
Разговоры о том, что скоро повысятся цены на проезд в муниципальном транспорте, начались еще весной. И даже называли новую цену билета в автобусах, троллейбусах и трамваях — 9 рублей. Однако очередное повышение тарифов откладывалось, хотя уже было ясно: это решение имеет под собой веские основания. Региональная энергетическая комиссия Омской области еще в начале апреля установила предельно допустимый тариф на перевозки в городском общественном транспорте, то есть ту сумму, из которой складывается себестоимость перевозки одного пассажира. По расчётам департамента транспорта, в текущем году она составила 9 рублей 58 копеек, однако РЭК установила предельный тариф в размере 9 рублей 10 копеек.
Больше трёх месяцев с начала года транспортники работали себе в убыток, но, несмотря на то, что решение РЭК вступило в силу с 16 апреля 2007-го, вопрос о введении новых тарифов на городском пассажирском транспорте все откладывался. До тех пор, пока в бюджете не были исчерпаны ресурсы на компенсацию разницы между себестоимостью одной поездки и действующей ценой на проезд. Цена билета в 8 рублей была установлена в августе 2006-го, за прошедший период многие расходы пассажирских предприятий возросли многократно, к примеру, более чем на 30 процентов выросла цена на резину, на 20 с лишним процентов — цена машинного масла, подорожали бензин, тепло- и электроэнергия…
«После решения РЭК мы продержались на старом тарифе два с половиной месяца, -говорит директор департамента транспорта Владимир Губер. — С первого июля будем возить пассажиров по новому тарифу -девять рублей за одну поездку». Если вспомнить про норматив, по которому человек совершает 60 поездок в месяц, то несложно посчитать, сколько будет стоить единый проездной билет — 540 рублей. Разумеется, вслед за новым тарифом будут пересмотрены цены на проезд для льготных категорий граждан, установленных на местном уровне, — школьников, студентов, пенсионеров. Это решение должно быть принято на днях.
Муниципальный транспорт, подчеркнул Владимир Губер, во всем мире является убыточным и дотируется из местного бюджета, причём в некоторых странах дотации транспортникам из казны составляют до 50 процентов от их затрат на перевозку пассажиров. И такой подход, считает он, вполне объясним, ведь городской общественный транспорт несёт на себе огромную социальную нагрузку, «он не столько перевозит людей, сколько даёт возможность передвигаться населению по городу».
К сожалению, возможности бюджета Омска пока не позволяют дотировать ПАТП сполна, но положительные подвижки тут есть. Как сообщил Владимир Губер, впервые за последние 17 (!) лет в бюджете города появилась строка расходов «на компенсацию убытков муниципального транспорта» (не путать с компенсацией на разницу в тарифах и перевозку льготников). Вообще, судя по показателям работы пассажирских предприятий, ситуация в отрасли не просто стабилизировалась, по некоторым позициям отмечен рост. К примеру, за четыре месяца 2007-го объемы перевозок (в машино-часах) выросли на четыре с лишним процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выпуск машин на линии составил почти 103 процента. Заметно снизился процент подвижного состава, отработавшего свой амортизационный срок (по возрасту и пробегу): если ещё лет десять назад этот показатель доходил до 47-50 процентов, то сейчас «старички» на линиях составляют около 28 процентов. Так, из 1057 автобусов отработали положенный срок 302, среди которых 15 «ЛиАЗов», два «ЛАЗа», 21 «Икарус» и 198 «Мерседесов».
Конечно, нужно покупать новые автобусы. В этом году, по словам В. Губера, вряд ли удастся решить проблему обновления подвижного состава за счёт бюджета, поэтому в департаменте прорабатывают вариант покупки новых автобусов по лизингу через создание совместного предприятия. К тому же первый опыт создания ОАО «ПАТП-2», где работают 207 новых автобусов, позволяет учесть как все плюсы такой схемы, так и ошибки, просчёты. В целом же, судя, например, по росту продажи проездных билетов на 22 процента, можно сделать вывод, что городской пассажирский транспорт становится всё более востребованным среди омичей.