ДЕСЯТЬ ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ

Число жилищных программ уменьшится, но ни одна из них не пропадет

Основные вопросы последнего заседания Правительства области были посвящены жилищному строительству и межбюджетным отношениям.

Понятно, что проблема взаимоотношений между бюджетами различных уровней касается достаточно круга специалистов. Тем не менее, косвенно она задевает абсолютно всех. И то, о чем говорила министр финансов области Рита Фомина, имеет, в конечном счете, значение для всех омичей. Главный финансист региона предложила новую методику реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики области. Эти изменения в какой-то степени продиктованы федеральным законодательством, а с другой стороны они носят характер, смягчающий для нашего края отдельные положения закона.

Как известно, с нынешнего года бюджет Российской Федерации принимается сразу на трехлетний период. Трудно понять, чем это обусловлено, если и в бюджет года вводится довольно часто вносить правки, но хорошо другое – регионам дано право формировать свои бюджеты, как и раньше, на год. Этим правом омские власти и воспользовались, отнеся наметки на три года вперед в финансовый план.

Что касается бюджета будущего года, то он, как и прежде, будет носить социальную направленность и примет на себя полномочия, предопределенные федеральным центром. C будущего года из областного бюджета будут финансироваться вопросы, связанные с донорством и организацией деятельности по опеке и попечительству детей, а также предоставлением субсидий на оплату коммунальных услуг.

Глава областного Минфина доложила, что в трехлетний финансовый план заложен рост окладов бюджетников — на 7 процентов с сентября этого года, на 6,8 процентов – с августа будущего и на 6,5 процента с января 2009 года. То есть через полтора года работники бюджетной сферы будут получать, как минимум, на 20 с лишним процентов больше, чем сейчас. Более значительное повышение ожидает сотрудников УВД и службы противопожарной безопасности. Уже с сентября следующего года их оклады возрастут на 15 процентов, а с августа 2009 — еще на семь процентов. С нового года планируется также увеличить выплаты на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях.

В бюджете будущего года будут заложены расходы на содержание, ремонт и строительство новых дорог, пуск первой линии омского метрополитена, поддержку сельского хозяйства и малого предпринимательства.

Приятные изменения ожидают районы, которые за два последних года сумели добиться увеличения налоговых поступлений и доходов от имущества в свои бюджеты. Эти территории будут стимулированы дополнительными трансфертами из области.

Для областного же бюджета одна из доходных статей несколько сократится. Если сейчас плата за аренду городской земли делится между областью и бюджетами городских поселений (понятно, что это в основном Омск) пополам, то согласно Бюджетному кодексу, с будущего года казна региона будет получать с нее лишь 20 процентов. Потеря немалая — нынче поступления от аренды земли должны, по расчетам, составить 812 миллионов рублей. Но, надо полагать, мэрия и областное правительство найдут взаимоприемлемое решение, как разложить по бюджетным полочкам земельную ренту.

Следующим вопросом, заслушанным областными министрами, стали проекты новых целевых программ в сфере жилищного строительства. Новыми, впрочем, их можно назвать достаточно условно, скорее, это просто другой подход к концепции подобных документов. Министерство строительно-коммунального комплекса области предложило сократить число реализуемых им целевых программ.

Вместо десяти их останется лишь две. В первую войдут действующие ныне программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечению жильем молодых семей, реконструкции и модернизации домов первых массовых серий, развитию инженерной инфраструктуры и формированию документации территориального планирования. Частями другой программы станут техническое перевооружение ЖКХ, развитие имущественных отношений, обеспечение населения питьевой водой, энергоресурсосбережение и развитие инженерных коммуникаций.

Такой подход вовсе не означает сокращения финансирования, оно, напротив, наверняка увеличится, продиктован он адаптацией к требованиям федерального центра, который формирует государственные целевые программы и учитывает в них региональные проекты, но они должны быть сопряжены с правительственными. В этом случае нам легче будет получать трансферты, а от денег из федеральной казны отказываться, конечно, не стоит.