ХОРОШО, ЧТО НЕ ЗАБЫЛИ

ХОРОШО, ЧТО НЕ ЗАБЫЛИ

Через 62 года после войны Геннадию Васильевичу Погашенкову из села Привольное Черлакского района вручен знак «Житель блокадного Ленинграда»

Он никак не хотел фотографироваться. А тем более надевать на себя рубашку и пиджак с орденами. Рассказ о жизни пришлось не просто выуживать — тянули, будто клещами, слово за словом. Даже жену на помощь позвали. Судьба Геннадия Васильевича похожа на судьбы тысяч других. Каждый эпизод — и драматичный, и радостный — тесно связан с историей страны. Детство, опаленное войной. Родился в Ленинграде в 39-м. В 42-м вместе с другими детьми трехлетнего Гену эвакуировали в Омскую область. Детдом в Любино, Таре. Потом школа-семилетка. Школа механизаторов. Совхоз «Коммунист». Работа до седьмого пота. Всю жизнь Поташенков работал так, что еще не одно поколение его внуков должно гордиться дедом, потому что был он знатным механизатором. Два ордена за труд имеет — Трудовой Славы и «Знак Почета». Десятки почетных грамот и благодарностей. Все награды лежат в коробочках, спрятаны в шкафу. Геннадий Васильевич уже девятый год на пенсии. После 43 лет работы заслужил небольшую — три тысячи с небольшим рублей, пенсию. И только друзья — соседи помогли ему выхлопотать (сам бы не пошел ни за что) знак — Житель блокадного Ленинграда» и, соответственно, надбавку к пенсии. Чему, конечно, Геннадий Васильевич очень рад, но вслух об этом не говорит — не так воспитан.

Когда мы общались с Поташенковым. мне в голову пришла такая мысль. Вот он, передо мной — тип советского человека. Скромный работяга, который полжизни провел в поле, награжденный и заслуженный, но не бьющий себя в грудь и не кричащий на каждом углу: «Я — герой». А сейчас идеалы другие. Как принято говорить, западные. Сейчас скромным таким не место, быть скромным — не модно. Работай локтями. Сделал на копейку — кричит на миллион. Сейчас принцип — «Каждый за себя». Коллектив воспринимается как среда для достижения личных целей, слова «корпоративные интересы» прикрывают интересы личные. Поэтому скромных Поташенковых становится все меньше и меньше.

И очень хорошо, что в родном селе Геннадия Васильевича не забывают. По случаю награждения его знаком «Житель блокадного Ленинграда» здесь устроили концерт, куда собрались односельчане, и в торжественной обстановке вручили удостоверение, вспомнив о былых заслугах. Потому что на таких, как Поташенков. скромных и работящих, всегда Россия держалась.