БОГАТА СИБИРЬ ТАЛАНТАМИ
В олимпиаде, которая продолжалась два дня, приняли участие 522 участника из 93 стран. Все задачи не сумел решить никто. Омич оказался единственным, кто смог набрать рекордное количество баллов — 37 из 42 возможных. Также в число призеров вошли школьники из Китая и Германии. В общекомандном зачете сборная России заняла первое место, обойдя китайскую команду. Если учесть, что олимпиада проходила во Вьетнаме, а в десятке лучших стран были шесть представителей Юго-Восточной Азии, то успех российской команды можно считать уникальным.
Что касается Константина Матвеева, то его готовил к таким свершениям кандидат математических наук, преподаватель ОмГУ Александр Штерн.
— Первый раз Костя пришел на городскую олимпиаду по математике, будучи пятиклассником и выиграл ее, — рассказывает Александр Савельевич. — Эти олимпиады проводятся математическим факультетом ОмГУ. Тогда и стало ясно, что мальчик способный. Победителей олимпиад мы приглашаем в кружки, и там с ними работают преподаватели ОмГУ, давая знания, которые выходят за рамки школьной программы. Константин два года занимался в таком кружке. Я с ним занимался с седьмого класса. Он много ездил на математические турниры, которые проводятся в городах России. Там у него была возможность поконкурировать со сверстниками. Он работал с преподавателями из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.
— В каком возрасте обычно удается выявить таких талантливых детей?
— Иногда математические способности, которые можно развивать, заметны уже во втором-третьем классе. Если ребенку интересно, с ним начинают работать. Иногда они пробуждаются позже. Наша система рассчитана на то, что мы этих детей первый раз видим на городской олимпиаде для учеников пятых классов.
— Ожидали ли от нынешней олимпиады таких высоких результатов?
— В истории Омска два школьника участвовали в таких олимпиадах. Пять лет назад тоже была золотая медаль, не было, правда, таких ошеломляющих результатов, как сейчас. Десять лет назад один молодой человек тоже был участником такой же олимпиады. Сейчас он профессор в Америке. В истории Омска это вторая золотая медаль и абсолютно лучший результат.
— Эти олимпиады проводятся в разных странах?
— Да. В прошлом году была в Словении, до этого — в Мексике. В России последний раз подобное мероприятие проводилось в начале 90-х годов.
— После того как Константин выиграл олимпиаду, для него открыты двери всех вузов?
— Теперь он может поступать на математический факультет любого российского вуза без экзаменов.
ПЯТЕРКОЙ ЭТО НЕ ОЦЕНИШЬ
В родном городе Константин сразу же почувствовал, что стал знаменитым. На следующий день после воз — вращения в Омск его принял министр образования Омской области Александр Соломатин, который сказал:
— Мы внимательно наблюдали за всеми соревнованиями, в которых участвовал Костя. И вот сейчас такой успех на международном уровне. Это и закономерность, и случайность в хорошем смысле слова. Закономерность потому, что Омский регион на протяжении без малого десяти лет показывает высокие результаты на математических олимпиадах. Но когда появляются такие удивительные люди, которым одаренность дана от Бога, это колоссальный успех. Представляете, лучший ученик в мире по математике живет в Омске! Я думаю, что после этого еще большее количество юных вундеркиндов будет активнее заниматься математикой. Должна появиться дополнительная мотивация у педагогов, увидевших конкретный результат.
После встречи с министром Константин Матвеев отправился в свой лицей, где его ждали счастливые учителя.
— Поздравляю с этим достижением Костю и его родителей, — говорит учитель математики Марина Николенко. — Этот успех — огромное достижение нашего лицея. В то же время я не переоцениваю свою роль. Прежде всего, это немалая заслуга Александра Савельевича Штерна. Замечательно, что в нашем городе есть высшая школа математики. Ее преподаватели видят работу учителей, помогают развиваться таким талантливым детям и доводят их до совершенства.
— Сразу поняли, что это уникальный юноша?
— Да. Как только я стала учить их класс. В октябре Костя участвовал в окружной олимпиаде. Я сказала, чтобы он не старался выиграть, а просто посмотрел сложность заданий иго, кто его окружает. После соревнований он позвонил мне и сказал: «Марина Васильевна, так получилось, что я занял первое место». Он начал завоевывать призовые места на всех олимпиадах. В девятом классе он в совершенстве знал программы за 10 — 11 классы. Уровень Всероссийских олимпиад, на которых он выступал, требовал знания всей школьной программы. Урок обычно начинался с того, что я давала задание для класса и отдельно для Кости, чтобы он не скучал. Я, пользуясь специализированной периодической печатью, брала упражнения, которые носили олимпиадный характер. Костя старался их выполнять, какими бы сложными они ни были. А когда ему приходилось решать задачи из учебника, то возникали забавные ситуации. Костя сразу говорил: «Решение этой задачи очевидно», и называл правильный ответ.
— У Кости четверки случались?
— Его труд нельзя было оценить школьной отметкой. Пятеркой его знания не оценишь, десятки у нас в журнале нет. Оценки определялись, только если была необходимость ставить в журнале отметки за контрольные работы. Здесь у него были только отличные оценки.
МАТЕМАТИКА СОСТОИТ НЕ ТОЛЬКО ИЗ ЧИСЕЛ
В кабинете математики бережно разложено добрых два десятка
грамот и дипломов, завоеванных Костей на соревнованиях различного уровня. Он сам проводит экскурсию и показывает, откуда был привезен тот или иной трофей:
— Это дипломы болгарской и китайской олимпиад, куда сборная России ездила в качестве тренировки. Несмотря на такой статус, эти соревнования очень престижные.
— А что можешь сказать о последней олимпиаде?
— Обстановка во Вьетнаме очень понравилась. Был организован вечер встречи участников. Нам показывали достопримечательности столицы. Во время решения задач запрещалось пользоваться различными электронными устройствами, судейство было строгим, но все закончилось хорошо. В свободное время общались с другими командами, а после объявления результатов один вьетнамец из оргкомитета подошел ко мне и на русском языке поздравил с победой. Оказывается, он раньше учился в нашей стране.
— Кто первым тебя поздравил?
— Сразу позвонили родители. Затем — преподаватели, друзья и знакомые. Очень приятно, что поздравлений так много. Конечно, очень важно признание людей, которые занимаются математикой.
— Какие дальнейшие планы?
— Скорее всего, буду учиться на механико-математическом факультете МГУ. Хочу стать ученым. В мире есть много великих математиков, чьему опыту можно поучиться.
— Ты связываешь свою дальнейшую карьеру только с Россией или есть желание поехать за границу?
— Пока еще рано загадывать. Время покажет, как все будет развиваться, В России есть все условия, но, возможно, когда-нибудь попытаю счастья за границей.
— Какие предметы, кроме математики, были любимыми, а какие — наоборот?
— В каждой дисциплине можно найти что-то особенное. Из других предметов нравились гуманитарные — литература, история, география, иностранные языки.
На олимпиаде в Ханое остались нерешенные задачи. Одну из них Константин воспроизвел на доске. Но вместо ожидаемых цифр и знаков он нарисовал абстрактные точки и кружочки.
— Сложно эту задачу изобразить символикой, ведь математика состоит не только из чисел. За продвижение в решении этой задачи я получил определенные баллы, но окончательно я ее пока не решил.
Видя то, как Константин, перепрыгивая ступени, движется к очередной цели, можно не сомневаться, что нерешенных задач как в математике, так и в жизни у него будет мало.