И ВНОВЬ – «КОВАНАЯ РАТЬ»

И ВНОВЬ – «КОВАНАЯ РАТЬ»

Короткий, но крутой ливень не только на время размыл религиозные границы, но и внес существенные коррективы в культурную программу на Соборной площади. Балет «Руслан и Людмила» Омского музыкального театра был заменен на старую добрую «Любину рощу», без которой День города — всё равно, что Новый год без «Иронии судьбы». Так что в очередной день рождения города омичи не остались без высокого искусства оперы и балета. Вообще, стоит отметить, что Соборная площадь, по уже установившейся традиции, на День города становится площадкой для музыкально-балетной классики — это придает празднику ту законченную многогранность, которую может дать только гармоничное сотрудничество всех муз.

А насколько может быть гармоничным «сотрудничество» бога войны Ареса, музы истории Клио и музы танца Терпсихоры? Чтобы узнать это, мы направились к Тобольским воротам, где в воскресенье правило бал средневековье. Здесь возле огражденной площадки для боев — «ристалища» — скопились тысячи
зрителей. Мелькали ослепительно блестящие латы и суровые тусклые кольчуги, шлемы самых разных конструкций, щиты и мечи, изящные дамские платья 13-15 веков, и даже кое-где из современных рюкзаков торчали рукояти боевых топоров. Здесь разворачивалось действо фестиваля средневековой воинской культуры «Кованая рать»…

Первый бой — «бургут», или, проще говоря, «стенка на стенку». В этом бою сошлись до тридцати бойцов. Звучат боевые кличи и тамтамы омской ударной группы «Барабасы» — и два отряда сшибаются в атаке. Правило простое: пока стоишь — жив, упал, пусть даже и споткнувшись, — извини… Оглушительный грохот мечей по доспехам, удары такие, что дрожь пробирает! Ближнему ко мне рыцарю так прилетает по шлему мечом, что голова зримо сотрясается (после боя поглядел вблизи — на шлеме четкие рубцы). И вот уже на траве одно тело, другое, третье…

— Да нет, с техникой безопасности у нас все нормально — отработано и проверено, — успокоил меня после боя один из «рыцарей».

Действительно, с «ристалища» бойцы выходят, тяжело дыша, все в поту, но без видимых повреждений. Но не все же рубить друг друга сплеча! Между схватками своё искусство демонстрируют дамы и кавалеры из омских студий старинного танца «Галианта» и «Сольденс». Нежное очарование старинных танцев и музыки как бы уравновешивает свирепую красоту битв… Вот она, в сущности, «формула» жизни: любовь и борьба.

Нынешний фестиваль «Кованая рать» (ранее он назывался «Щит Сибири») оказался представительнее прошлогоднего. В этом году на него собрались команды военно-исторических клубов «Кованая рать» (Омск), «Орден Святого Храма» (Барнаул), «Кромлев» (Астана), «Феникс» (Красноярск), «Миф» (Северск), «Скиф» (Иркутск). Были и единичные бойцы из других городов — например, из Нефтеюганска. Стоит добавить, что всем действием «дирижировал» Василий Минин — руководитель омского клуба исторической реконструкции «Кованая рать».

В сравнении с прошлым годом фестиваль вырос не только по количеству участников и зрителей, но и по содержанию. Кроме массовых схваток на «ристалище», нынче в его программе был «бой на мосту» и даже «штурм крепости». Особый интерес вызвали индивидуальные поединки один на один — в них искусство бойцов видно особенно отчетливо. Именно искусство, поскольку историческая реконструкция — это не только огромный труд по воссозданию старинного оружия и доспехов, не только умение их носить, но и искусство боя.
В этом году участники фестиваля «Кованая рать» вновь подарили нашему городу интересное, захватывающее зрелище. И, уходя с «ристалища», я с благодарностью посмотрел на одинокого рыцаря, стоящего на тротуаре. Рыцарь (в латах, в накидке, с мечом у бедра) ел эскимо и звонил по мобильнику — наверное, какой-нибудь Изольде или Дульсинее…