Поводом стало постановление правительства, которое внесло некоторые изменения в порядок регистрации иностранных организаций, занимающихся
усыновлением. Неужели и правда нас ожидает наплыв потенциальных родителей-иноземцев? И именно с помощью расселения детишек по другим странам мы собираемся покончить с проблемой сиротства в России? Прокомментировать
ситуацию «Вечерка» попросила ведущего специалиста отдела охраны прав детей и специального коррекционного образования министерства образования Омской
области Веру ТРУБИНУ.
В начале этого месяца вступили в силу некоторые поправки в положение «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю над ее осуществлением». Изменения касаются непосредственно выдачи разрешений иностранным организациям, которые помогают гражданам других государств усыновлять наших сирот. Эта процедура теперь действительно станет несколько проще, но в то же время и законнее. В документ внесен пункт, согласно которому форму разрешений на деятельность по усыновлению утверждает Министерство образования и науки РФ.
— Когда в ноябре 2006 года принималось это положение, общественность была возмущена случаями жестокого обращения иностранных усыновителей с нашими сиротами, — рассказала В.Трубина. — Потому-то новый документ серьезно и уже-
сточил процедуру усыновления. Правда, как оказалось на практике, авторы слегка перестарались: получалось, что Министерство образования и науки, которое должно было приступить к выдаче разрешений на деятельность «усыновительных» организаций, по закону не имело права официально утвердить их форму…
До сих пор министерство выходило из ситуации, разрешая каждой иностранной фирме работать с российскими сиротами отдельным приказом министра. И вот теперь недоработка устранена: благодаря новому постановлению Минобрнауки сможет наконец-то утвердить форму разрешений и начать выдавать их в полном соответствии с буквой закона.
— Но это ни в коем случае не отразится на самой процедуре оформления усыновления, — пояснила Вера Трубина. — Все условия для иностранцев остаются прежними. А их, поверьте, не мало. Объем документов, которые приходится собирать иностранным усыновителям, очень внушительный. Нередко на подготовку этого пакета у людей уходит год-два и больше.
Никакого штурма иностранцами наших детских домов не будет, уверены в министерстве образования. Агентства, с которыми работает область по вопросам усыновления, остаются прежними, новых «лиц» здесь не ожидается. А в частном порядке детей давно уже не отдают.
— Одно время граждане Германии, в основном наши бывшие соотечественники, активно вывозили детей из омских детдомов, — говорит В.Трубина. — Но эту практику мы быстро прекратили, так как поняли, что проследить судьбу ребенка в таких случаях практически невозможно. Сейчас работаем только с аккредитованными агентствами, которые регулярно присылают отчеты о новой жизни наших ребятишек. И с уверенностью могу сказать, что ни одного приемного ребенка мы не упустили из виду.
За первую половину 2007 года в такие страны, как Ирландия, Италия, Израиль, Америка и Германия, уехало восемнадцать малышей из омских домов детства. По сравнению с другими регионами, отмечают специалисты, цифра небольшая, но для нашей области это, можно сказать, норма.
— И, скорее всего, она останется примерно на таком же уровне, — говорит Трубина. — Потому что для иностранцев никаких поблажек не предвидится. Зато омичи активизировались. И если доля усыновленных ребят остается прежней — за это полугодие 48 детей, то такие формы работы с сиротами, как приемные семьи и опека, нашли поддержку среди населения. За шесть месяцев приемным стал 181 ребенок и 719 сирот живут теперь у опекунов. Если так будет и дальше, то в скором времени у нас и правда не останется детских домов. Притом благодаря российским семьям, а не иностранным.