ОМЬ ЖДЕТ СРОЧНОЙ ПОМОЩИ

ОМЬ ЖДЕТ СРОЧНОЙ ПОМОЩИ

Канал Иртыш - Омь построен на 75% и законсервирован

В Федеральной целевой программе обеспечения жителей РФ питьевой водой, принятой в 1999 году, в качестве первоочередных задач для Омской области фигурировали завершение строительства канала Иртыш — Омь и строительство водохранилища в районе Калачинска. Согласно программе оба этих объекта должны были быть построены в 2005 году, однако, как и большинство федеральных планов, остались только на бумаге.

Наполнить Омь Иртышом

Магистральный канал (МК) Иртыш — Омь спроектировали и на 75% построили на излете советской власти. Первоначально канал был разработан в составе Иртышской оросительной системы, проект которой был утвержден Минводхозом СССР 25 ноября 1980 года, но впоследствии его выделили в отдельный проект. Согласно письму министра мелиорации и водного хозяйства РСФСР Константина КОРНЕВА от 30 июля 1982 года разработка рабочего проекта МК была включена в план работы института «Омскгипроводхоз».

Главными задачами строительства МК были повышение водообеспеченности орошаемых земель в районе русла Оми общей площадью 51 тысяча га и улучшение снабжения питьевой водой населения Горьковского, Нижнеомского, Калачинского, Кормиловского и Омского районов. Общая протяженность канала — 53,9 км. Из них 14,8 км приходится на русло реки Ачаирки. В паспорте МК четко прописаны все его параметры: ширина по дну — 4 метра, глубина воды в канале — 2,1 метра, скорость воды — 0,28 — 0,39 метра в секунду, годовой объем водоподачи — 124 млн кубометров.

К строительству МК трест «Мелиоводстрой», возглавляемый Николаем ЗАХАРОВЫМ, приступил в 1987 году и освоил большую часть из запланированных на канал 3,5 млн рублей. Возле села Исаковка Горьковского района была построена насосная станция с мощностью 11,5 кубометра воды в секунду. Сам канал успели построить более чем на 75%. Из-за прекращения централизованного финансирования в 1992 году не удалось построить 5,7 км канала и закончить некоторые объекты для улучшения экологического состояния окружающей среды.

В общем, канал надолго попал в список советской незавершенки и был законсервирован. Часть железобетонных плит из русла канала растащили по близлежащим хозяйствам, а сам канал за 15 лет простоя изрядно зарос, но его головная насосная станция и шлюз-регулятор до сих пор в рабочем состоянии. В нашей области про канал в последний раз вспоминали в 1995-м, тогда была создана специальная комиссия, которая установила, что построенная часть канала находится в удовлетворительном состоянии.

В федеральной целевой программе на завершение строительства МК было заложено 12,5 млн рублей, из них 6,5 млн из федерального бюджета. Почему вопреки программе никакого движения на недостроенном канале не наблюдалось, неизвестно. Возможно, из-за отсутствия решения областной власти по финансированию на паритетных началах. Пока региональный бюджет не раскошелится, из федерального денег не дождешься.

Почему в Омской области забыли про на три четверти построенный канал, остается только удивляться. Ведь строился МК как раз в те годы, когда областную мелиорацию возглавлял нынешний губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. На фоне прочих омских масштабных проектов достройка канала смотрелась бы совсем неплохо. И хотя орошение сельхозземель нынче уже мало кого интересует, но обеспечение питьевой водой населения нескольких районов по-прежнему актуально.

— На мой взгляд, сегодня складывается такая ситуация, когда нужно вернуться к строительству этого канала и соединить Иртыш с Омью, — считает почетный житель Омска Юрий ГЛЕБОВ. — Дело в том, что река Омь, которая обеспечивает питьевой водой десятки населенных пунктов, включая город Калачинск, в последние годы катастрофически мелеет. Источником воды для Оми являются Барабинские болота и озера Новосибирской области, но с каждым годом водосброс сокращается, в районах, где протекает Омь, все больше ощущается дефицит воды.

В 80-е годы течение в Оми сошло на нет и река «зацвела» — стала зарастать травой и прочей растительностью. Чтобы разогнать стоячую воду, по Оми пустили суда на воздушной подушке, которые доходили до Сыропятки. Правда, для того, чтобы пустить суда, пришлось очистить Омку от запруд и свайных полей под мостами. Суда исправно ходили по Оми несколько лет, но в разгар перестройки заместитель председателя облисполкома Иван ГОРБАЧЕВ дал предписание прекратить это дело в интересах экологической безопасности.

Храните воду в водохранилище

Еще одним объектом для спасения Оми от маловодья призвано было стать Калачинское водохранилище. Но его строительство в отличие от МК не финансировалось. Предварительно обсуждались тип и месторасположение плотины, энергетический блок, но все закончилось на уровне оценки инвестиций. Емкость Калачинского водохранилища планировалась 81,6 млн кубометров, дополнительно к нему, согласно Схеме водоземельного баланса бассейна реки Оми, предусматривалось сооружение двух низконапорных подпорных сооружений у Кормиловки и Новомосковки.

В федеральной целевой программе на строительство водохранилища закладывалось 280 млн рублей в ценах 2001 года, из них 75 млн -из федерального бюджета. Однако, как и на достройку канала, никаких денег на водохранилище не поступило. Согласно советским планам на Калачинское водохранилище в составе Куйбышевской оросительной системы площадью 2910 га закладывалось 28,6 млн рублей, срок сдачи намечался в 1993 году.

Как указывалось в пояснениях к Паспорту магистрального канала, «меньшая стоимость сооружений по пополнению стока реки Оми около 10млн рублей (в том числе магистрального канала 3,9млн рублей) по сравнению со стоимостью Калачинского водохранилища 16,5 млн рублей, позволяющих быстрей, чем водохранилище, решить назревшие острые проблемы в бассейне реки Оми, определила первоочередность их строительства». В общем, достроить МК советская власть не успела, а до водохранилища вообще руки у нее не дошли.

— Регулирование водных ресурсов не столько региональная, сколько межобластная проблема, — уверен профессор кафедры гидрогеологии, гидравлики и инженерной гидрологии ОмГАУ Александр КУЗЬМИН. — У Оми очень неровный гидрологический режим: в некоторые годы ее сток не превышает 1 кубометра воды в секунду, а в иные доходит до 200 кубометров. К тому же ее вода, текущая с болот, насыщена солями, имеет вяжущий привкус. Если запустить в строй канал Иртыш — Омь, то и качество воды в Оми резко улучшится, и водозаборы гарантированно получали бы воду. А регулирование стока Оми Калачинским водохранилищем обеспечивало бы гарантированный объем питьевой и поливной воды в засушливые годы.

Кроме достройки МК и строительства Калачинского водохранилища, в федеральной целевой программе была запланирована и плотина через Иртыш. Ее стоимость определялась в 1,7 млрд рублей, срок ввода в эксплуатацию — 2010 год. Однако в отличие от канала и водохранилища объем федерального финансирования не указывался, видимо, поэтому на нее тоже ни копейки выделено не было. Если остальные пункты Федеральной целевой программы обеспечения жителей РФ питьевой водой не выполнялись так же, как по нашему региону, остается только пожалеть россиян.

Если по строительству плотины через Иртыш в мае прошли региональные парламентские слушания, а правительство Омской области приняло решение ее строить, то относительно МК и Калачинского водохранилища даже разговоры не ведутся. Между тем на них, особенно на канал, требуется гораздо меньше денег. Можно и напомнить федеральному центру о некогда обещанных на канал и водохранилище миллионах.