ПРИЗНАВАЯСЬ В ЛЮБВИ ОМСКУ И ОМИЧАМ

ПРИЗНАВАЯСЬ В ЛЮБВИ ОМСКУ И ОМИЧАМ

Выставка-конкурс "Мой город. Омск и омичи", открывшаяся в канун Дня города в омском Доме художника, привлекла внимание широкого круга людей

Что, конечно, неслучайно. Это уже третья выставка в рамках проекта, осуществляемого к 300-летию Омска при участии администрации Омска и его департамента культуры. 82005-ом году свои усилия впервые объединили сразу четыре творческих союза — художников, архитекторов, дизайнеров и фотохудожников. Такая неординарная попытка создать коллективный художественный портрет города.

Идея, надо признать, замечательная. Что заметно по нарастанию интереса к выставке и со стороны участников, и со стороны зрительской аудитории. Единственное, что пока не удается — в полной мере «расшевелить» союз дизайнеров и союз фотохудожников. Каждый раз с их стороны наблюдается такой слабый отклик (два, три, четыре участника), что приставка «конкурс», относящаяся к выставке, получает какой-то иронический оттенок. Какой конкурс, когда соревноваться не с кем?

Тем не менее, определенного развития в конкурсе, посвященном Дню города, организаторам (а первую скрипку тут играет Союз художников) достичь удалось. Удачен нынешний поворот экспозиции в сторону одушевления городского пространства. Сам посыл «Омск и омичи» делает даже зрителей особо сопричастными к выставленным картинам, фотографиям и проектам. Человек не просто рассматривает выставленные работы, а сопоставляет увиденное со своими ощущениями, со своим восприятием разных уголков города или сюжетов, городской жизни.

Еще один несомненный плюс — мощное вторжение в конкурс молодых участников. Это не только широко открывает дорогу новым талантам, что ценно само по себе, но и вносит свежее дыхание в атмосферу выставки. При этом молодежь просто вынуждена не ронять планку, поставленную работами зрелых мастеров, у которых есть чему поучиться, особенно в плане техники рисунка и живописи. Новое поколение художников «берет» публику нестандартными решениями своих картин, оригинальными поворотами сюжетов, ясным открытым взглядом, молодой энергетикой.

Что касается раздела «Архитектура», представленного на конкурсе, то в качестве реверанса в сторону омского отделения этого союза стоит отметить не просто заинтересованное и широкое участие во всех трех выставках. Омские архитекторы каждый раз в своих проектах показывают настоящий профессиональный класс. Хотя случаются и спорные проекты. Но для того они и выставляются ^на суд публики, чтобы их широко и гласно обсуждали, в том числе и в прессе. Отрадно также, что многие из представленных работ уже воплощены в жизнь. Не случайно при подведении итогов нынешнего конкурса председатель омской организации Союза художников России Александр Макаров сказал, что в положение о конкурсе будет внесена дополнительная номинация — «выполненные проекты». Очень справедливое, верное решение.

В разделе «Дизайн» представлено всего три участника. И это на порядок снижает интерес к нему, смысл и саму цену победы в таком худосочном конкурсе. Равно, как и раздел «Фотоискусство» с четырьмя своими участниками заставляет усомниться в дееспособности Союза фотохудожников или в равнодушии к родному городу. Правда, можно порадоваться, что в компании с тремя опытными участниками этого раздела экспозиции появилось новое имя — Владимир Куликов, интересно заявивший о себе.

9 августа в зале, где по-прежнему проходит выставка «Мой город. Омск и омичи», были оглашены результаты конкурса. Гран-при получил воплощенный проект строительства (воссоздания) Омского Успенского кафедрального собора, осуществленный ТПИ «Омскгражданпроект» (творческий коллектив под руководством Т.Малиновской).

В номинации «Изобразительное искусство» победителем признана работа «Изумрудный город» Елены Бобровой. Второе место получил триптих Анатолия Чермошенцева «Мой город». Третье (в разделе «Декоративно-прикладное искусство») — Юрий Крышковец за кулон «Птицы».

В номинации «Архитектура» отмечен авторский коллектив, разработавший проект жилого квартала по ул. Декабристов — Учебная. В номинации «Дизайн»премию решено не присуждать. А в номинации «Фотоискусство» отмечена работа Сергея Сокруты «Реставратор».

Но этим список награжденных не исчерпывался. Были и специальные призы. Первый вручили Татьяне Бугаенко за работу «Озеро». Заслуженный архитектор России Альберт Каримов (персональная творческая мастерская) получил приз за проект градостроительного комплекса «Время России». Светлана Костикова премирована за работы «Ночной диалог» и «Мальвы на Почтовой». Специальными призами отмечены также Виталий Латышенко («Летом»), Андрей Машанов (триптих «Тополиный пух», «Никола летний», «Рождественский сон»), Георгий Пилипенко («Утро собора»), Виктор Хрущ («Товарные знаки и логотипы»), Елена Шнякина (за коллекцию авторских сумок «Из рук в руки» и «Сделано в Омске») и дизайн-студия «Два жирафа» (подарочное издание «Новые времена» для театра «Арлекин»}.

Приз зрительских симпатий достался Лене Бобровой за работу «Лето». Так что нынешнюю выставку можно признать триумфальной для молодой художницы. Старшие коллеги отметили явный творческий рост Елены.

Экспозиция работает в Доме художника до 22 августа, но уже сейчас фактически начинается подготовка к следующей выставке «Мой город». Хочется пожелать успехов всем потенциалькым ее участникам. А организаторам — критического осмысления уроков предыдущих конкурсов.