ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Только за один день омская «тройка» приговорила к расстрелу 937 человек

В нынешнем году исполняется 70 лет с начала большого террора. Именно на 1937 год приходятся самые массовые убийства ни в чем не повинных людей. Дошло до того, что устанавливались квоты на репрессии по областям, краям и республикам СССР. Особо ретивые исполнители спущенных сверху приказов перекрывали планы, соревнуясь за высокие показатели в палаческих делах. Так, только омская «тройка», члены которой, как и повсеместно, утверждались Политбюро, за один день 10 октября тридцать седьмого осудила 1301 человека, из которых 937 были приговорены к расстрелу…

Той осенью расстреляли в омской тюрьме и братьев Кажиахмета и Магзума Алимбаевых. Их имена можно найти в областной Книге памяти жертв политических репрессий. Старший — Кажиахмет — мулла, совершивший хадж в Мекку, в совершенстве знавший арабский, почитаемый человек, был приговорен за свои религиозные убеждения. Их с братом расстреляли с разницей в два дня — 5 и 7 сентября 1937 года.

А 7 августа этого года в райцентре Кишкенеколе соседней с нами Северо-Казахстанской области потомки расстрелянных братьев дали поминальный обед — ас, посвященный 70-летию гибели Алимбаевых и памяти всех репрессированных односельчан. На ас был приглашен и омский аксакал С.О. Есенболов. Вот что он рассказал по возвращении:

— Я сообщил собравшимся — а было их несколько сотен человек — о том, что у нас в Омске знают и чтят память Кажиахмета и что его имя носит старейшая мечеть нашего города, расположенная напротив Казачьего рынка. После того как были завершены молитвы по убиенным, прочитал свои стихи, посвященные жертвам репрессий.

Собравшиеся на поминальное действо жители единогласно проголосовали за то, чтобы вновь отстраивающейся мечети райцентра дать имя Кажиахмета — по примеру омичей.