Вечер был посвящен поэту Роберту Рождественскому, 75-летие которого недавно отметила Россия… Наш земляк входил в четверку самых знаменитых поэтов шеиидесятников. Вот они: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский.
Удивительно: они были так похожи, что казались пришельцами с разных планет. Кроме Беллы, все трое поклонялись таланту Владимира Маяковского:
Все мы хотим
быть повыше ростом,
Как Маяковский.
Или Поль Робсон…
Но любопытно, что с «лесенкой» Маяковского, с его тяжелой внешней угловатостью до конца творческого пути прошагал только Роберт Иванович. И столь же удивительно, что «тяжелая лесенка» нисколько не мешала песенности его стихов. И, пережив период отчужденности, песни на стихи Рождественского возвращаются и завоевывают сердца россиян, которые устали от бессмысленности современных эстрадных пустышек. И не зря уникальный омский фестиваль соотечественников назван строчкой стихов Рождественского — «Где-то есть город». Кстати, нынче на фестивале лауреат театральной премии «Золотая маска» Татьяна Куинджи исполнила монооперу Таривердиева — Рождественского «Ожидание», монолог женщины 70-х годов. И что же? Женщина не постарела!
С течением времени пути поэтической четверки разошлись, но это закон звездного неба. Кстати, в космической глубине летит малая планета Роберт Рождественский. А на омской, совершенно уникальной поэтической аллее появился новый камень с именем нашего земляка… На этот раз на «Поэтическом крылечке» коллективное слово было предоставлено библиотеке имени Рождественского. Когда появилась она на книжной орбите?
— В 2004 году Иосиф Кобзон обратился к руководителям Омска с идеей назвать одну из библиотек города именем Роберта Рождественского, — сказала в начале литературной композиции заведующая библиотекой Ольга Волкова. — Мы активно, заинтересованно участвовали в проекте «Омским библиотекам — новые имена»… И вот теперь наш «книжкин дом» (бывшая библиотека шинного завода) держит путь по времени под новым флагом с именем Роберта Ивановича. Мы пишем новую историю библиотеки: собираем материалы о Рождественском, проводим поэтические конкурсы, наладили переписку с семьёй поэта, в частности с его верной подругой жизни Аллой Борисовной. Нам предстоит интереснейшее путешествие по жизни этого гиганта, среди друзей которого были писатель Василий Аксенов, поэт Булат Окуджава, великие певцы Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон… Он, Роберт Иванович, был не только работягой, но и смелым человеком. Например, будучи секретарем Союза писателей СССР, «пробил» в печать первый сборник Владимира Высоцкого «Нерв», доказав, что гитарного Высоцкого надо не только слушать, но и читать в тишине, наедине с самим собой.
Родился Роберт на Алтае в 1932 году. Ребенком мать привезла его в Омск, где она училась в медицинском институте. Первое стихотворение юного поэта было опубликовано 18 июля 1941 года:
Мой папа с винтовкой
уходит на фронт.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку
берет,
Идет медсестрой
в лазарет…
Он учился в школе № 19, на которой теперь мемориальная доска; дружил с детьми актеров театра имени Вахтангова, был авторитетен среди сверстников. Но когда умерла бабушка, мать, взяв отпуск, приехала в Омск и увезла его с собой в прифронтовой госпиталь. Почти полстраны проехал Робка в форме сына полка… Рождественский посвятил Омску несколько стихотворений, в том числе «Где-то есть город тихий, как сон», ставшее популярной песней. В 1968 году поэт посетил город на Иртыше, побывал в деревянном доме на улице Либкнехта, а котором провел памятные детские годы. Встретился с журналистами Омска, в частности, газеты «Молодой сибиряк», с которой сотрудничал несколько лет. Потом была памятная встреча с омичами в здании музкомедии. Рождественский читал стихи, рассказал о посещении Соединенных Штатов; тогда «американские путешествия» были еще в диковинку. Кстати, об этом вспомнил один из участников вечера Роберт Удалов.
После чтения стихов поэта школьниками и студентами вузов на «крылечко» вышли участники вечера, например член общества коренных омичей Владимир Пахотин, прочитавший несколько стихотворений с едкими строчками: «А в России слишком умных не любили никогда», «Уезжали из моей страны таланты»… Ну а потом началась, может быть, самая необычная часть «Поэтического крылечка». Гости вечера потянулись к микрофону с чтением своих стихов, скажем, так поступили Анатолий Дубровин и Александра Клещенко… Более того, в пока неписаном уставе «Поэтического крылечка» есть разрешение читать любые стихи, которые тебе нравятся. Так, Ирина Златкина познакомила земляков со стихами Александра Вертинского — «За кулисами» и «Прощальный ужин». Почему Вертинского? Может быть, Ирина Николаевна вспомнила, что великий певец в послевоенные годы выступал на сцене омского театра музыкальной комедии.
Есть в неписаном уставе еще одна вольность: разрешение выступать на вольную тему, У будущего руководителя музея городского быта есть немалое желание сделать музей еще и дискуссионным клубом. А почему нет? Ну а на вечере Рождественского зашел разговор о том, что прошло золотое лето, столь подходящее для ремонта, но в будущем музее даже не была отремонтирована крыша. Теперь и зима, видимо, пропадет!.. Но, тем не менее, запевала — краевед Владимир Селюк старается, чтобы музей уже работал и сегодня, и завтра. Возьмите на заметку: 29 августа, в 18.00, в теремке (или около) состоится вечер, посвященный творчеству Георгия Вяткина. И отметьте: проводит вечер… библиотека имени Вяткина. 12 сентября состоится вечер, посвященный творчеству Леонида Мартынова… И снова: вечером руководит библиотека имени Мартынова… Приходите, земляки, на поэтический огонек — в теремок: он находится на Войсковой, 7 (теремок спрятался во дворе дома по улице Чокана Валиханова, 11, зон стоит напротив музея Кондратия Белова).
На снимках; теремок;
Роберт Рождественский (в центре) в гостях в редакции газеты «Молодой сибиряк» (1968 г.)