В кавычках — поскольку такой славы не пожелаешь и врагу. Скандальная, она набирает обороты в Интернете, оттолкнувшись от публикации «Кто остановит плагиатора?», появившейся в федеральном писательском еженедельнике «Литературная Россия» № 27 от 06.07.2007 года.
Автор этой публикации — архангелогородская писательница, лауреат премии «Золотое перо» Ксения Волкова, а плагиатор, которого надо остановить, — омский писатель и член правления названной выше организации Сергей Прокопьев. Известность литературного воришки принес ему рассказ «Кукушкины башмачки», напечатанный в минувшем году в ноябрьской книжке московского журнала «Москва».
Поздновато, но это малотиражное издание попалось-таки на глаза писательнице с родины великого Ломоносова, и она с ужасом и возмущением обнаружила, что собрат по перу из сибирского Омска стачал свои «башмачки» с ее повести из книги «Судьбы», увидевшей свет в архангельском издательстве «Эл-па» семь лет назад. Да так старательно «стачал», что получилось пусть несколько искаженное, но все же зеркальное отражение произведения Волковой, Уменьшенного, правда, в объеме с 300 страниц до 23. «На что, — терзается. Ксения Волкова, — он (С. Прокопьев. — Н. Б.) рассчитывал? На мой возраст? На давность опубликованной книги? Или что мне в руки не попадет этот журнал «Москва»?»
Такой беззастенчивый грабеж среди белого дня послужил поводом сначала для статьи в «Литературной России», а затем и для проведения семинара на тему «литературное воровство» в издательстве главной газеты Архангельской области «Правда Севера», результаты которого и были сброшены в Интернет. Как заявила на семинаре юрист обобранного автора Валентина Дьяченко, на Сергея Прокопьева решено подать иск в суд.
Вот вам и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок на одной из полос еженедельника писателей России: — «Кто остановит плагиатора?» Жаль только, что это случится с немалым запозданием, потому что Сергея Прокопьева, официально числящегося писателем, можно было остановить гораздо раньше. Сразу, к примеру, после появления в омском рекламно-информационном журнале «Звездный час» (№ 1, 2004 год) рассказа «Жигуль» о двух рулях», подписанного его именем. Ситуация, в нем описанная, умыкнута из рассказа «Лихач» омского прозаика и члена Союза российских писателей Александра Дегтярева, и познакомиться с оригиналом можно в его книге «Выше крыши» (издательство Омского государственного педагогического университета, 1998 год). Авторской фантазии копииста хватило лишь на то, чтобы изложить чужую историю не от третьего, а от первого лица, изменить имена действующих лиц да «переделать» «Запорожец» в «Жигули», а просто «иномарку» в тексте Дегтярева в «Ауди».
Не знаю, включил ли С. Прокопьев эту перелицовку в новую книжку, благожелательно оцененную «Литературной газетой» в № 28 от 11—17 июля с. г., но «Кукушкины башмачки» не только включил, но еще и возвысил этот плагиат названием на обложке. Очень уж, похоже, близка творческой его душе птичка, подбрасывающая в чужие гнезда свои яйца, но и кукушке есть чему поучиться у омского «инженера человеческих душ». Зачем вообще заниматься яйценесением, следуя инстинкту продолжения рода, когда проще перекрасить уже снесенные другими?..
Три года назад Александр Дегтярев пожалел воришку, не стал предавать огласке плагиат, надеясь, что земляк оступился и больше не позволит себе черпать сюжеты из чужих закромов, да ошибся. Прокопьев добрался уже и до архангелогородских. Попустительство всегда чревато.
А кто даст гарантию, что им не обобран кто-то еще? Вообще-то, конечно, бог бы с ним, с плагиатором, каждому когда-то воздастся по делам и заслугам его, да вот только такая «слава» конкретно уличенного в литературном воровстве нехорошо аукается и на честных писателях Омска.
На этом, вспомнив расхожий штамп, можно было бы поставить точку, да тут будто бы сама собой проявилась на моем столе распечатка с одного из сайтов Омска. Давненькая, правда, и корявая, но, как сейчас выражаются, в тему. Она об «историческом» для города на Оми и Иртыше событии — подборке литературного творчества группы омских писателей в ноябрьском номере журнала «Москва» за прошлый год, откупленном министерством культуры Прииртышья. Извините, но процитирую ее со всем пунктуационным и грамматическим безобразием, немного сократив и оборвав на самом интересном, чем и заключу эту реплику.
«Последний номер журнала «Москва» полностью посвящен омской культуре. Это уникальный случай, чтобы издание с такой давней историей и традициями посвятило одному региону целый номер.
Они писали от души. И бывало так, что — просто в стол… Но времена меняются… «Москва» публикует омских поэтов и прозаиков… А начиналось прозаически… Омский писатель Сергей Прокопьев как-то заскочил в редакцию журнала «Москва» (надо же, рядом живет и с главным редактором этого издания Леонидом Бородиным на дружеской ноге. — Н. Б.). «А как у вас вообще с пишущей братией, — спросили у Сергея Прокопьева. — Имеется?» «Вообще-то имеется», — скромно ответил Прокопьев.
Позднее скромность эта, мягко говоря, удивила…»
И правда, скажу уже от себя и тоже «мягко», — удивила.