Первое такое подразделение конной милиции появилось пять лет назад. Тогда руководство мясокомбината «Омский» (который, кстати, сегодня уже входит в холдинг «Омский бекон»), отчаявшись бороться с многочисленными кражами с предприятия, обратилось в управление вневедомственной охраны при УВД Омской области с предложением создать отряд конной охраны.
Сказано — сделано. Эту работу возглавил майор милиции Николай Петрович Госпаревич. Дело было новое и непростое. Нужно было подобрать кадры (стрелков ВОХР), которые ко всему прочему должны были уметь обращаться с лошадьми. Прибавьте сюда немалые хлопоты по содержанию строевых лошадей, закупке кормов и амуниции.
Прошло время… Конная охрана на мясокомбинате действует и по сей день. Хотя за это время в городе появились казачьи конные отряды, охраняющие дачные кооперативы и сельхозугодья, частные охранные структуры, предоставляющие услуги по конной охране. Словом, конкуренция. Но государственным организациям всегда больше доверия. А поскольку вневедомственная охрана — это государственная структура, то ее подразделения наделены всеми правами, предусмотренными законом РФ «О милиции». Поэтому и предприятия, заботящиеся о безопасности хозяйственных объектов, предпочитают государственные гарантии охраны. И не зря.
О создании конной охраны на крупнейшем в Омске и Западной Сибири мясоперерабатывающем предприятии «Омский бекон» рассказывает начальник отделения охраны на ОАО «Омский бекон» майор милиции Николай Госпаревич:
— Конный взвод был создан по инициативе генерального директора ОАО «Омский бекон» Александра Александровича Кивича, предложившего начальнику УВО области Валерию Ивановичу Гусарову создать такое подразделение охраны. Конное подразделение было создано в ноябре 2000 года. Я не говорю, что было все и сразу. Много было проблем. Вохровцы должны быть специалистами-конниками. Но мне повезло — я почти сразу нашел начальника команды конного подразделения Алешина, и вся подготовительная работа с кадрами легла на его плечи.
О масштабе работы нашего конного подразделения говорят цифры. Так, на сегодняшний день им осуществляется охрана 9 тысяч гектаров полей «Омского бекона», в том числе 5,5 тысячи гектаров орошаемых земель, на которых установлены 84 «фрегата», 27 дождевальных установок «Волжанка», поливные машины, а также проходят высоковольтные линии электропередачи. Детали машин, электропровода изготовлены из цветного металла, на который в последние годы количество «охотников» растет с каждым днем. Все эти земельные угодья охраняются небольшой группой людей: 36 стрелков-конников во главе с начальником охраны, разбитых на 4 спаренных поста на четырех насосных станциях. Для осуществления охраны руководством «Омского бекона» было предоставлено 16 породистых строевых лошадей, каждая из которых закреплена за двумя стрелками ВОХР.
Естественно, при создании подобного подразделения не могли не возникнуть определенные трудности: от подбора персонала, который должен отвечать не только всем требованиям стрелка ВОХР, но и любить лошадей, уметь обращаться с ними, ухаживать и даже осуществлять первую ветеринарную помощь. Кроме того, огромные посевные и лесные угодья охраняются небольшой группой стрелков, которые работают круглосуточно, причем постоянно находятся в седле. Кто ездил когда-нибудь на лошади, знает, как это сложно. Да и процесс отбора и обучения персонала довольно длительный и трудоемкий и состоит из нескольких этапов. Во-первых, каждый обратившийся с желанием работать в конной охране должен пройти испытания по умению обращаться с лошадью на манеже конного двора «Омского бекона». Затем выдержавшие испытания проходят обучение, спецпроверку, стажировку, и только после этого с ними заключается контракт с испытательным сроком в три месяца.
О работе конной охраны на территории «Омского бекона» рассказывает один из инициаторов создания данного подразделения директор растениеводства Александр Павлович Кузнецов:
«Идея создания конной охраны возникла из-за того, что на территории 55 цеха растениеводства имеются сельскохозяйственные машины, десятки которых сделаны из цветного металла. И на протяжении ряда лет у нас совершались хищения, которые мы не могли предотвратить. Ущерб ежегодно составлял порядка одного миллиона рублей. И однажды, когда я ехал в сторону города, увидел, что некоторые дачные кооперативы охраняются казаками. По возвращении предложил генеральному директору поставить хорошую конную охрану. Мы связались с казаками, с частным предприятием и с вневедомственной охраной. Устроили тендер и пришли к тому, что охранять наши поля должно УВО. Заключили договор, и с 2000 года началось наше сотрудничество. Результаты работы, безусловно, хорошие. Весной, когда шла посевная, не было совершено ни одного хищения. Попытки, конечно, были, но они сразу же пресекались. Не было случая, чтобы кража не была раскрыта «по горячим следам».
Основаниями для задержания на лузинских землях являются кражи деталей сельскохозяйственной техники и высоковольтных проводов, содержащих цветные металлы, порубка леса и потрава посевных площадей. Зачастую задержание осуществляется самими стрелками ВОХР, но бывают случаи, когда на место выезжают группы задержания. Так, за прошедший год при попытках хищения было задержано 12 человек, а до мая текущего года — всего 3. И это не потому, что конная охрана работает не в полную силу, а потому, что количество желающих поживиться за чужой счет неуклонно снижается. И в этом, безусловно, огромная заслуга вневедомственной охраны. Там, где не пройдет машина или мотоцикл, пройдет конь, причем бесшумно, и в большинстве случаев для похитителей останется незамеченным, что существенно повышает шанс застать преступника на месте преступления. А для полей, особенно весной, в слякоть и бездорожье, нет лучшей охраны, чем конная.
В принципе, мы выполняем ту работу, которую в былые времена выполняли объездчики. Только стрелок ВОХР наделен большими правами, — рассуждает Николай Госпаревич. — Несмотря на развитие технического прогресса, конь и сегодня остается надежным и безотказным помощником человека.
С этими словами трудно поспорить. Тем более что в наши тяжелые времена многие не прочь поживиться чужим добром. Милиция борется с ними, но иногда безрезультатно, потому что не пойман — не вор, а застать на месте преступления, добравшись по кочкам и ухабам по высокой траве и огромным лужам, не спугнув грабителя и зная точно, что колесо не спустит и мотор не заглохнет, можно только старым дедовским способом — верхом на коне.