Согласно Федеральному закону с 1 сентября в России резко увеличен минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который теперь составляет 2300 рублей.
Правительство Омской области принимает все меры к безусловному соблюдению закона о повышении МРОТ во всех организациях региона независимо от их форм собственности. Основная проблема здесь — уровень зарплаты в сельском хозяйстве, который традиционно складывается существенно ниже, чем в промышленности и многих других сферах деятельности. В начале сентября этот вопрос на заседании правительства области заострил губернатор Леонид Полежаев, на прошлой неделе он стал предметом рассмотрения областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Доля сельхозорганизаций, не обеспечивающих среднемесячную зарплату в 2300 рублей, составляет на сегодня лишь пять процентов, но людям, которые в них работают, от осознания этого вовсе не легче. Тем более что и в целом работники сельского хозяйства получают крайне мало. За январь-июль этого года их средняя зарплата составила 4347 рублей. Это всего на 11 процентов прожиточного минимума для населения области и в 2,4 раза ниже среднемесячной заработной платы, сложившейся в нашем регионе. Кроме того, ряд хозяйств имеет задолженность перед своими работниками, правда, она за последнее время сократилась с 26 до 20 миллионов рублей, но процесс этот идет слишком медленно.
Как сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия области Николай Гуща, по статистике, уровень зарплаты ниже 2300 рублей существует в трех районах области, а по данным его ведомства таких районов 18. Дело в том, что статистика учитывает «организации сельского хозяйства, охоты, рыболовства и предоставление услуг в этих отраслях». Если же из их числа выделить только сельхозорганизации, картина оказывается именно та, о которой доложил министр.
Часть зарплаты на селе по-прежнему выплачивается в натуральном виде — зерном, комбикормами, топливом и т. д. Кого-то это, возможно, и устраивает, но закон подобных выплат не предусматривает, поэтому в сумму МРОТ занести их нельзя. К тому же при такой оплате труда страдает Пенсионный фонд, так как никаких отчислений от мешка с зерном или вязанки дров он, разумеется, не получает.
В отдельных районах, например Исилькульском, проблему повышения зарплат частично решают за счет сокращения работающих на низкооплачиваемых должностях — сторожей, уборщиц и т. п. Но, как считают члены комиссии, ориентироваться на такой путь нельзя, ведь на селе рабочих мест и без того недостаточно. Тем более нельзя допустить массовых сокращений. Надо больше внимания обращать на бездарных руководителей и менять их, в случае если они не в состоянии выполнять закон о минимальном размере оплаты труда.
Комиссия заслушала руководителей двух районов, где зарплата в сельском хозяйстве является одной из самых низких. Первый заместитель главы администрации Колосовского района Николай Дранкович рассказал, что в прошлом году на вверенной ему территории она составляла 4876 рублей и в первом полугодии нынешнего увеличилась на 20 процентов. При этом в сельском хозяйстве прошлогодняя зарплата была в среднем всего 1312 рублей, а о том, сколько она составляет сейчас, замглавы почему-то умолчал. Правда, с гордостью сообщил, что задолженность работникам сельхозпредприятий по зарплате, насчитывающая на 1 июля 1 миллион 432 тысячи рублей, сократилась за месяц до 110 тысяч, в должниках осталась только одна организация. По уровню зарплаты Колосовский район занимает 27 место в области, но в качестве оправдания Николай Дранкович заметил, что три года назад он был по этому показателю 32-м в регионе, то есть последним.
Затем к ответу был призван Виктор Мосур — глава Москаленского района, в котором интересующий комиссию показатель вообще является 30-м в области, хотя находится в гораздо лучшем положении, чем Колосовский, где нет промышленности и плохое качество земель. Средний уровень зарплаты составляет в Москаленском районе 5797 рублей, при этом в сельском хозяйстве -3335 рублей. В четырех крупных сельхозпредприятиях он не дотягивает до прожиточного минимума, а в одном из них — племзаводе — даже ниже установленного законом о новом МРОТ.
До недавнего времени здесь была велика и задолженность по зарплате. В середине прошлого года она достигала почти полутора миллионов рублей, к началу года снизилась до 958 тысяч, сейчас, как отрапортовал Виктор Мосур, ликвидирована полностью, в том числе в ООО «Алексеевское», которое находится в стадии банкротства.
Руководители районов рассказали о том, что они предпринимают для обеспечения роста зарплаты, но звучало это не очень убедительно. В большей степени здесь можно доверять словам министра сельского хозяйства и продовольствия области Николая Гущи, который сообщил, что прогнозируемая урожайность в регионе составила нынче в среднем 16 центнеров с гектара, а цена на зерно существенно возросла. Это даст хозяйствам возможность повысить зарплату своим работникам, которая, как считает Николай Гуща, к концу года должна достичь семи тысяч рублей.
Однако, заметил первый заместитель председателя правительства области Евгений Вдовин, региональной и муниципальным властям бдительности здесь также терять ни в коем случае нельзя, необходимо добиваться повышения зарплат без сокращения занятости населения. А чтобы в районах в этой работе не расслаблялись, Евгений Вдовин предупредил глав, что до 10 октября их всех ждут проверки прокуратуры и ОБЭП, которые выявят недостатки в сфере наделения тружеников села количеством денежных знаков.