ФГУП «Омсктрансмаш» выходит из банкротства. В 2008 году увеличит выпуск колесной техники в пять раз. На мощностях завода предполагается не то чтобы создать новое, скорее, расширить действующее предприятие. Планируемая проектная мощность — 400 миллионов рублей в год.
В проекте участвует ООО «ЧТЗ — Уралтрак» (Челябинская область). По словам генерального директора этого предприятия Валерия Платонова, уральцев привлекли неплохо оснащенные мощности омского предприятия. Вероятно, речь идет о сталелитейном комплексе. По оценке заказчиков завода «Омсктрансмаш» (в числе которых РАО «РЖД», энергетики Кузбасса и регионов Сибири, российские золотодобывающие компании «Амурзолото», «Лензолото», «Забайкалзолото»), качество омского литья позволяет втрое продлить ресурс эксплуатируемой техники. Как считают в минпроме Омской области, свою роль сыграла и выгодная диспозиция региона. «У челябинцев сейчас не хватает мощностей для развития производства. «Омсктрансмаш» — это возможность увеличить объемы и выйти на новые рынки сбыта. В частности, Сибирь и Дальний Восток», — пояснил начальник управления оборонной промышленности, энергетики и связи Омской области Валерий Лось. Валерий Платонов стратегические планы экспансии на Восток подтвердил: «Мы заинтересованы в продвижении своей марки за пределы своей области и Южного Урала». Известно также о намерении ЧТЗ разместить еще одну промышленную площадку на заводе «Алттрак», который также находится сейчас в критическом финансовом состоянии.
В месяц с заводского конвейера сходит не десятка тракторов. «С 2002 года завод находится в состоянии конкурсного управления, поэтому оборотных средств для активного развития и наращивания объемов производства нет», — пояснили на «Омсктрансмаше». Кредиторская задолженность предприятия составляет 1,5 миллиарда рублей.
«Уралтрак» изготавливает двигатель для нового колесного трактора РТ- 160М, производства нижнетагильского ОАО «Уралвагон-завод». Однако в рамках совместного проекта предполагается опробовать принципиально иной подход в тракторостроении. «Суть идеи — создать целое семейство современных колесных машин (сельскохозяйственной и промышленной модификации) на основе унифицированных базовых комплектующих для тракторов», — пояснил исполнительный директор ФГУП «Омсктрансмаш», генеральный директор — главный конструктор КБТМ Игорь Шумаков.
По мнению Игоря Шумакова, организация совместного производства «даст возможность омскому заводу работать в нормальном режиме, увеличить объемы выпуска, создать новые рабочие места». Версия «колесного семейства», очевидно, разработка КБТМ (Омск). Презентация аналогичного проекта прошла в рамках Международного военного салона «ВТТВ-Омск-2007» и III Межрегиональной научно-практической конференций «Броня-2006». С той лишь разницей, что представленный КБТМ проект был ориентирован на унификацию инженерной техники специального назначения. Военные оценили разработку как экономически выгодную и прогрессивную.
Топ-менеджеры ООО «ЧТЗ — Уралтрак» заявили о готовности на первом этапе «раскрутить производство» до годового объема в 400 миллионов рублей, то есть 50 тракторов в месяц. Как выяснилось, зайти на «Омсктрансмаш» челябинцы намереваются в октябре, на условиях договора аренды части имущественного комплекса. Впоследствии — выкупить арендуемые мощности и создать на омском заводе дочернее предприятие. «Менеджмент направлен на создание компании, которая будет специализироваться не только на выпуске тракторов, но и широкого модельного ряда дорожно-строительной техники», — уточнили на Челябинском тракторном. Правда, пока нет ясности, под каким из двух брендов пойдет в продажу техника. В 2008 году выпуск тракторов будет осуществляться под маркой «Омсктрансмаша». Смена бренда, если и произойдет, то, видимо, только после рождения «дочки».
Как сообщили в минпроме Омской области, «все идет по плану, принятому нынешней весной военно-промышленной комиссией при правительстве РФ о выводе ФГУП «Омсктрансмаш» из банкротства». Напомним, на базе омского завода решено создать ремонтно-модернизационный центр (РМЦ) с правом создания, ремонта и модернизации бронированной спецтехники. В связи с чем имущественный комплекс завода выставляется на торги. Аукцион пройдет в ноябре, в закрытом режиме. Как пояснил Валерий Лось, имущество специального назначения (в том числе мобилизационные мощности) будет продано единым лотом. Вероятнее всего, полагают в областном правительстве, танковое производство приобретет КБТМ. Для этого в федеральном бюджете предусмотрено 700 миллионов рублей. Торги непрофильных активов (ряд цехов, дорожная инфраструктура), по словам Валерия Лося, состоятся отдельно. На омском заводе подтвердили намерения «Уралтрака» поторговаться за один из заводских корпусов.
По словам Игоря Шумакова, завершать процедуру вывода ФГУП «Омсктрансмаш» аз конкурсного производства предполагается до конца текущего года. В облправительстве информацию подтвердили, с ремаркой: «Это будет первый в Россия прецедент выхода стратегического предприятия из банкротства».
В настоящее время «Омсктрансмаш» выпускает тракторы типа ЗТМ-62, ЗТМ-82 (мощностью 60 и 80 л. с. соответственно). Как в отечественном, так и в экспертном исполнении. Известно, что партия омских тракторов была приобретена министерством сельского хозяйства Кореи. На основе тракторов создан модельный ряд инженерных машин (экскаваторы, грузоподъемника, гидромолоты и другие). Техника пользуется спросом у коммунальных служб, предприятий областного АПК.