В публикации «Строители просят огня» («НОС» от 1 августа 2007 г.) сообщалось о двух пожарах, случившихся в одну ночь на 8-й Линии — улице, расположенной в центральной части города. Тогда загорелись деревянные дома №№ 191 и 199, на тушение которых прибыли 40 пожарных машин. Жильцы чудом остались живы — вовремя выбежали. Та же участь постигла в прошлом году обитателей двух других двухэтажен в том же микрорайоне. До того, как на этой территории появилась строительная компания, говорилось в заметке, подобных ЧП не случалось (а стоят тут деревянные домики с довоенных времен).
Через полмесяца после первого пожара была торжественно забита первая свая четырнадцатиэтажного элитного дома. Мэр Виктор Шрейдер, по словам местных жителей, пообещал им, что в этот дом их будут заселять на льготных условиях. Спустя два месяца загорелся еще один ветхий восьмиквартирник.
Публикация вызвала у горадминстрации и домостроительной корпорации предсказуемую реакцию: они требуют у редакции сатисфакции. Первая пригрозила в официальном письме, что «оставляет за собой право обратиться в суд», а вторая эту угрозу уже исполнила. Таков нынешний стиль общения с прессой разных органов власти и приближенных к ней бизнес-структур: их юристы выискивают в газетах шероховатости, за которые можно было бы зацепиться, чтоб повесить на издание иск. А из иска вполне может возгореться и пламя: сильным мира сего раздуть его — дело техники. Таким образом выжигаются по всей стране неугодные властьимущим средства массовой информации.
В данном случае цепляться ни мэрии, ни ДСК было не за что, тем не менее, исковое заявление в областной арбитражный суд корпорация подала. 19 сентября прошло предварительное заседание, на которое истцы не явились. Что оспаривают они, не понятно пока ни ответчикам, ни судье — в тексте иска чувствуется раздражение, но отсутствуют возражения по существу. Цель, однако, понятна — нагнать на редакцию страху, как нагнали его поджигатели на жильцов 8-й Линии, опасавшихся до недавнего времени заявлять в милицию о поджогах.
— В прошлом году, — говорит студент Евгений, — погорельцы обращались в РОВД, но сотрудники милиции отговорили их подавать заявление. А теперь мы настояли на расследовании. Дело возбуждено. Но с тех пор милиция появлялась только три раза, один раз — с чиновником из мэрии, почему-то отказавшимся представляться. Обещали организовать охрану домов, но пока что обещание не исполнили.
Жильцы сами ходят вокруг своих домов днем и ночью, дежурят по очереди. Не зря! Три недели назад обнаружили на полу подъезда лужу солярки, а в ней — горку скомканных бумажных листов. Тут же вызвали стражей порядка, составили протокол. До сих пор не известно, что это было — неудавшееся покушение на поджог или акт устрашения. Но здешний народ страх уже потерял. На днях ходоки с 8-й Линии обратились в областной комитет по правам человека.
Мнение пожилых жильцов выразила пенсионерка Людмила Куклина:
— Сколько можно терпеть это издевательство? Пусть не думает власть, что мы будем молча все сносить. Разве это — жизнь: каждую ночь ждать беды? И соседи мои говорят: надо объединяться — ничего не добьемся, если будем сидеть по своим углам.
Если дело дойдет до акций протеста, считает Евгений, в них могут принять участие и жильцы, расселенные строителями по омским окраинам. Между прочим, как выяснилось, у многих новоселов документов на право владения жилплощадью нет. Потеряв свое жилье в центре города, проживают «на краю света» в чужом — по доверенности строительной корпорации.