Развиваясь, омский фестиваль, родившийся в молодом «Пятом театре», как-то естественно стал международным. И организаторы не видят в этом противоречия с названием. Если на сценах Сибири происходит диалог театров — в выигрыше и зрители, и актеры. «Это интересно», «это здорово», — так отвечают зрители на вопрос о включении в афишу спектаклей театров из Франции, Польши, Болгарии. И их не смущает противоречие в названии «Международный фестиваль «Молодые театры России».
«Пятый театр» считает, что молодежь составляет основу его зрительской аудитории. Поэтому перед началом VI фестиваля вопросы об отношении к традиционному осеннему театральному форуму задавали в Омском государственном университете. Выяснилось, что из 180 опрошенных студентов 88 процентов хотели бы побывать на фестивале! Эта цифра очень высока, если иметь в виду, что социологи называют театралами только три процента россиян. И число побывавших на предстоящих фестивалях молодых театров (15 процентов опрошенных) тоже велико. Эти поклонники фестиваля — будущие театралы. Их отзывы восторженные, они говорят, что омский фестиваль — это «и праздник, и состязание», «атмосфера радости и веселья».
А как быть с возрастом? Многие театры России, в их числе и омский «Пятый театр», родились в начале 90-х, на волне демократизации общества, их называли: «дети перестройки». Сегодня они вступили в возраст зрелости. Какова перспектива их участия в фестивале, созданном как сообщество недавно заявивших о себе, амбициозно смелых, непокорных и безоглядных? С годами найден ответ на этот вопрос: омский фестиваль — для театров, молодых духом.
В России сегодня 195 фестивалей драматических театров. Цифра фантастическая и не финальная в фестивальном движении. В Омске, например, осенью будущего года откроется еще один новый фестиваль — «Академия», который соберет признанные и авторитетные академические театры.
Почему такой способ общения стал очень популярным по всей Руси великой?
Московский критик Николай Жегин говорит об этом так:
— Считалось, что фестивали заменили гастроли театров, которые прекратились в 90-е годы. Но ситуация изменилась, гастрольная практика вернулась. И стало очевидно, что фестивали — это проявление самодостаточности российских городов. Недавно создали фестиваль в Махачкале. Что мы видим по телевизору, когда показывают этот город? Танк утюжит развалины, дым, поимка боевиков… И такие картины сопровождает название улицы — Магидова. А теперь на этой улице фестиваль, и вся Махачкала принимает его с воодушевлением. Что касается омского фестиваля, на который я приглашен в шестой раз, — он занимает достойное место на фестивальном горизонте. Опять в городе энтузиазм, прекрасная атмосфера в зрительном зале, в которой актеры чувствуют себя очень комфортно. И афиша составлена и с умом, и обильно, и интересно.
Чем хороша афиша — она дает возможность выбора спектаклей по душе. Только не нужно ошибаться. Если ты приверженец театральной классики, не стоит покупать билет на спектакль авангардного направления, разве что из любопытства.
Но всякий раз на одном фестивале можно увидеть как экспериментальные, до эпатажа зрителей, работы, так и сценические произведения, поставленные с опорой на традицию русского театра, подчеркивающие непрерывность этой традиции. А главная ее составляющая — жизнь духа. И ежегодно фестиваль предлагает омичам запоминающиеся надолго встречи с театрами, которые, дорожа наследием, удивляют, волнуют, захватывают в плен.
На VI фестивале «Молодые театры России» чудесным открытием стал Московский театр музыки и поэзии под управлением Елены Камбуровой.