Может ли не слышащий звуков человек сочинять музыку? Может. И это доказал композитор Бетховен, продолжавший творить и после того, как потерял слух. А петь? Не знаю, кто как, а я провел эксперимент на себе: уши плотно заткнул тампоном, включил магнитофон на запись и попытался воспроизвести слова и нехитрую мелодию песни Окуджавы.
В свой экспериментальный репертуар этого автора я включил по одной причине: незатейливость мелодии, которая, казалось, прочно сидит в мозгах, и вытащить ее оттуда — дело весьма простое. Пропев таким образом пару куплетов, включил воспроизведение. Слова вроде бы те же, а вот мотивчик… Словом, любимую с детства песню обезобразил до полной неузнаваемости. А вот пятеро омских девчонок — шестиклассниц — воспитанниц интерната № 15 для слабослышащих детей — своим пением вызвали настоящий фурор не только в студии Первого общероссийского канала, где выступили в популярной программе «Минута славы», но и завоевали миллионы, без преувеличения, поклонников среди зрителей.
А путь к «славе» начался с банального объявления бегущей строкой на одном из местных телевизионных каналов, приглашавших всех желающих принять участие в кастинге (модное нынче слово, почему бы не сказать «отборе»?) программы. Абсолютно случайно это объявление попалось на глаза воспитателю интерната Галине Кутузовой. И она решила: шанса упускать нельзя. Приехав в назначенное место и время, увидели, что наш город силен талантами. Во всяком случае, на площади собралось несколько сот человек, готовых себя показать и жаждущих признания и, естественно, славы. Но это обстоятельство никоим образом не смутило ни самих участников ансамбля, ни их воспитателя. А вот проводивший отбор московский режиссер никак не мог понять, что ему пытаются показать в принципе и что такое жестовая песня в частности. Но посмотреть и послушать тем не менее все же согласился. И это решило все.
Впрочем, ни Лиля Валюк, ни Лена Стоянова, ни Таня Насонова, ни Оля Большакова, ни Ксюша Шнайдер в тот день даже и не думали ни о поездке в Москву, где раньше никто из них не был, ни тем более о том, что их с экранов может увидеть вся страна. Ну, спели себе и спели, и, как честно признались, даже забыли об этом небольшом эпизоде. Ни на что не рассчитывала и их воспитатель: мало ли жедающих засветиться на экране.
Но режиссер все же оценил необычность номера, который с легкостью повысит рейтинг (еще одно модное слово) представляемой им программы. И вдруг, недели через две среди ночи в квартире Галины Петровны раздался телефонный звонок. Звонили из Москвы, из редакции программы «Минута славы»: «Ждем вас с коллективом на съемки через два дня».
Новость буквально обескуражила: шутка ли, успеть собраться, достать билеты, а главное, где взять деньги на поездку? «Впрочем, все это не важно. Главное, мы должны быть там. И мы там будем», — твердо решила Галина Петровна и начала действовать. Причем немедленно. Телефонными звонками пришлось поднимать с постелей родителей воспитанниц. Те, несмотря на глубокую ночь, сразу «въехали» в ситуацию и без колебаний дали свое «добро» на поездку. Причем, в прямом смысле этого слова, согласившись оплатить и проезд детей до столицы. Понятно, что речи о самолёте с нынешними тарифами на этот вид транспорта быть не могло. Едва-едва на поезд-то наскребли. Тут – другая незадача: проблема с билетами. Вернее, с их отсутствием. А сроки-то поджимают: два дня как-никак. Созвонившись с редакцией, объяснили, что к назначенному времени никак не успевают. Выслушав доводы, там на один день дали-таки отсрочку. А в это время руководство интерната уже готовило письмо на имя начальника Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Мир, как известно, не без добрых людей, и заветные билеты в тот же день были на руках.
Вагонную жизнь мы опустим. Добрались, к счастью, без приключений. А на следующий день были уже в студии среди десятков таких же «соискателей славы». Таких, да не совсем таких: попробуйте с помощью жестов спеть песню. И не просто спеть, а спеть ансамблем, чтобы попасть в каждую ноту, в каждый звук воспроизводимой фонограммы, рассказав жестами, о чем песня. Именно рассказать, чтобы зрителям было понятно. И не только тем, кто лишен слуха. Такая, прямо скажем, необычная манера исполнения подкупила и режиссера программы, не сделавшего им во время репетиций практически ни одного замечания, ни жюри, общее мнение которого на программе высказала писатель и литературный критик Татьяна Толстая: «Ваш номер практически готов к финалу».
К нему-то теперь ансамбль «Взлет» и готовится, репетируя новую жестовую песню. Когда мы приехали в интернат, чтобы встретиться с его участниками, как раз шел урок. Обычный урок в не совсем обычной школе. А педагог все никак не хотела отпускать девочек с занятий, опасаясь, вероятно, диагноза «звездная болезнь». И совершенно напрасно: никакой «звездности» мы не заметили. Уж какая там «звездность», если после того, как они показали нам свой новый номер, который зрители «Минуты славы» вскоре увидят, Ксюша Шнайдер взяла в руки швабру и начала мыть полы: дежурство-то по классу никто не отменял.
А если честно, то девчонки с нетерпением ждут новой поездки в Москву, ждут новых впечатлений, встреч и новых друзей. А что касается славы, то, как нам показалось, это далеко не самое главное в их жизни. Хотя, впрочем, тоже приятно, когда родные и одноклассники встречают тебя поздравлениями и стенной газетой. А нам лишь остается пожелать им удачи. И не только на конкурсе, но и в жизни. Ведь она для них только начинается. И хорошо, что начинается с первой одержанной победы.