ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЖЕТ СПАТЬ БЕЗ СВЕТА
Омску охотниками за цветными металлами причинен колоссальный ущерб. По данным департамента городского хозяйства, на сегодняшний день город уже лишился трехсот с половиной километров проводов линий электропередач. Вырезают провода не только в районах дач, но и на центральных улицах на виду у людей. Во всю орудуют похитители и на объектах повышенной опасности. В последнее время, например, особенно страдает от их набегов железная дорога, по которой ежедневно передвигаются тысячи грузовых и пассажирских поездов.
Небезопасно это занятие для самих похитителей — за два года от удара электрическим током погибло семеро воров. На днях попали в БСМП № 1 с серьезными ожогами лица и рук два молодых человека — тоже снимали провода на улице 8-я Кировская.
Но, несмотря на угрозу жизни, провода все равно воруют. Занимаются этим даже подростки.
Добрая половина лифтов в городе тоже основательно пощипана собирателями цветмета. Снимают алюминиевые панели, окантовки створок дверей, плинтуса и кнопки в кабинах. Как сообщили нам на предприятии «Омсклифт», каждый такой рассроченный лифт потенциально опасен — ведь недостающие металлические части призваны придавать конструкции дополнительную прочность. Поэтому приходится в экстренном порядке его ремонтировать. Зачастую бывает, что только лифт восстановят, как с него опять снимают весь металл. Никаких денег не хватит! Посему огромное количество лифтов в нашем городе «украсились» деревянными плинтусами. Другие металлические части «Омсклифт» постепенно заменяет на нержавейку.
Интересные результаты дают порой ревизорские проверки предприятий — нередко с заводов похищаются или списываются налево ценные детали, содержащие цветной металл. Например, этим летом в результате работы, проведенной межрайонным отделом милиции по борьбе с незаконным оборотом цветного металла при УВД Омской области, были задержаны два сторожа одного из омских предприятий, похитившие с него с десяток деталей, стоимостью 7 тысяч рублей каждая.
БЕЗ КРЕСТА
С результатами деятельности воров так или иначе сталкивался каждый. Кто-то не обнаружил весной на своих дачах и огородах алюминиевых ведер и леек, кому-то пришлось увидеть гораздо худшее — разграбленные могилы родных людей. Для похитителей цветмета особой разницы в том, что брать, видимо, нет. Каждому омскому кладбищу утро следующего дня приносит новые разграбленные могилы, будь то Черлакское, Восточное, Южное. Вандалы побывали везде. Побродив по кладбищу, можно встретить с десяток разграбленных могил, (де стащили со старой позабытой могилы скромный крестик, где выломали оградку…
На мусульманском кладбище у одной могилы некоторое время назад немым укором живым возвышались металлические ноги — это все, что осталось от воздвигнутой в память усопшему скульптуры. К несчастью, она была из цветмета. Разоряют даже могилы знаменитых на всю Россию людей. Разграбили на Восточном кладбище могилу известного детского поэта, журналиста Тимофея Белозерова. Вандалы срезали надгробную надпись, изготовленную из латуни в виде символического листа бумаги. Украден и бюст поэта. Для кого-то это был просто кусок цветного металла.
Святые предметы, последняя дань дорогому усопшему по чьей-то злой воле уходят на переплавку. По оперативной информации, на каждом кладбище действуют свои группировки. Но в последнее время ни одного вандала за руку поймано не было.
Недавно сняли латунную чашу с памятника общечеловеческого — с Вечного огня. Пропадала чаша и в прошлом году, как раз перед празднованием Дня Победы. Тогда-то и выяснилось, что Вечный огонь ни у одной организации как материальная ценность на балансе не числится. Вопрос этот раньше даже не поднимался — никому не могло прийти в голову, что у кого-то поднимется на святое рука…
Восстанавливали чашу всем миром и поспели аккурат к празднику. Как будет восстанавливаться чаша в этом году, неизвестно. В настоящее время рассматривается два варианта: поставить чугунную чашу или у Вечного огня организовать стационарный круглосуточный милицейский пост. В любом случае процесс восстановления памятника потребует много времени и денег.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
По сравнению с показателями прошлого года сотрудники правоохранительных органов отмечают снижение зарегистрированных краж и хищений цветного металла на 22 процента. Но пока есть спрос, будет и предложение. Согласно действующему порядку лицензирования, одним из правил работы пунктов по приему цветных металлов является то, что приемщик обязан поинтересоваться происхождением производственного цветмета. Под непроизводственный цветмет попадает только бытовая утварь: ведра, тазы и так далее. Но зачастую металл принимают любой и без всяких сопроводительных документов. В ходе очередной проверки пунктов приема межрайонным отделом по борьбе с незаконным оборотом цветных металлов выявлено 32 нарушения правил приема, составлено 355 административных протоколов. По поводу виновных направлены сведения в лицензионную палату.
Впрочем, «криминальный» металл уходит в основном через нелегальные пункты. Только за последние месяцы таких пунктов было выявлено 323. На месте погоревших как грибы вырастают новые. Дело прибыльное, и какая разница перекупщикам, обломок л и это креста, статуя с последнего пристанища — это цветмет, за который в Новосибирске, Челябинске и других металлургических городах можно получить хорошие деньги. Пути вывоза металла из города правоохранительные органы пытаются перекрыть. Не так давно 40 кг цветмета при попытке перевоза в Новосибирск были изъяты у одного омского предпринимателя.
Несмотря на предпринимаемые меры, цветные металлы все равно воруют. Специалисты отчасти объясняют это отсутствием нормативной базы и слишком мягким наказанием виновных. Если не поймали на месте преступления, запросто можно отделаться одной административной ответственностью — мало ли откуда металл. Правда, уже подготовлено государственное постановление об ужесточении правил лицензирования. Отныне лицензию на право заниматься скупкой цветного металла сможет получить только приемный пункт, оснащенный химической лабораторией. С одной стороны, эта мера правильная. С другой — некоторые специалисты опасаются, что многие легально существующие омские пункты лабораторию материально не потянут и, возможно, уйдут в подполье. Контролировать подпольные пункты, как известно, гораздо сложнее.