Особенно активно обрабатывались земли в Русско-Полянском, Омском, Нововаршавском и Нижнеомском районах. Сейчас обработки почти закончены — со дня на день подросшая саранча встанет на крыло и травить ее будет уже бесполезно. Специалисты успокаивают — ожидаемая численность «саморощенной» омской саранчи будет настолько мала, что не сможет причинить серьезного вреда. Опасаются на станции одного — прилета казахстанской саранчи. Казахстан нынче саранчу тоже усиленно травил, но есть там и заброшенные, необработанные участки земли. И какой сюрприз приготовили они, будет известно уже в ближайшее время.
С саранчой люди знакомы с глубокой древности. В ветхозаветные времена Бог наслал на египтян, не желавших отпускать евреев из плена, восьмую казнь — саранчу. Весь день и всю ночьдул восточный ветер, а наутро вся земля египетская была накрыта саранчой, которая съела всю траву и плоды, уцелевшие от града.
С тех пор прошла не одна тысяча лет, но саранча и сейчас является одним из самых главных врагов фермеров.
Во время последнего крупного нашествия саранчи (1986-1989 гг.), несметные полчища этих прожорливых насекомых, растянувшись на сотни километров и занимая площадь в тысячу квадратных километров, опустошали поля на огромных территориях от Индии до Мавритании. По подсчетам ученых, это «войско» состояло из сорока миллиардов насекомых, которые весили порядка восьмидесяти тысяч тонн.
Одна саранча съедает растительности примерно столько же, сколько весит сама, — около двух граммов. О том, много это или мало, можно судить хотя бы по расчету, сделанному специалистами из Организации питания и сельского хозяйства при ООН. Оказывается, тонна саранчи в день съедает столько же, сколько две с половиной тысячи человек. Путем несложных арифметических подсчетов можно определить, что полтора десятилетия назад саранча оставила без еды двести миллионов человек.
Нашествие этого года куда сильнее и обширнее. И счет голодающих при самом неудачном развитии событий придется вести не на миллионы, а миллиарды. Трем крупнейшим мировым державам — России, Америки и Китаю — впору объединятся в борьбе с общим страшным врагом — саранчой.
В России саранча свирепствует на юге. В Дагестане в пойме реки Кумы прожорливые насекомые захватили уже более 70 тыс. гектаров и продолжают медленно двигаться на север, в Ставропольский край. Такого мощного нашествия, по словам старожилов, не было, как минимум, сорок лет.
Медленно они продвигаются потому, что сейчас еще не летают, а прыгают, как кузнечики, и преодолевают ежедневно несколько километров. Однако через несколько дней у саранчи вырастут крылья, и она сможет пролетать за день по 50 километров и более.
Бороться с крылатой саранчой бесполезно, уничтожать ее нужно, когда она еще бескрылая. Время пока есть, но, как всегда, не хватает денег, самолетов, способных распылять пестициды, и самих пестицидов.
В министерствах по чрезвычайным ситуациям и сельского хозяйства не склонны драматизировать ситуацию. Положение тяжелое, но не критическое. Специалисты полагают, что неожиданное нашествие не должно сказаться на урожае этого года, который, по предварительным оценкам, ожидается в пределах 60-70 миллионов тонн.
Петр Фоменко, пресс-секретарь Минсельхоза, считает, что для успешной борьбы с саранчой понадобится обработать пестицидами не меньше 2,5 миллиона гектаров земли. На эти цели в бюджете заложено около полумиллиарда рублей.
Привычный способ борьбы с прожорливыми насекомыми дорог и способствует загрязнению и без того грязной окружающей среды. Может, стоит перенять опыт у наших восточных соседей, у которых ситуация еще хуже?
В Китае в результате сильной засухи засохли высокие травы, которыми питается саранча. Оставшись без еды, прожорливые насекомые перебрались на сельскохозяйственные угодья.
Китайские власти уже распылили пестициды над миллионом гектаров, но понимая, что распыление дорого и вредно для окружающей среды, решили прибегнуть к уже испытанному способу, эффективному, безотказному и экологически чистому.
Китайцы позвали на помощь уток. Специалисты подсчитали, что утки-солдаты способны съедать в день до полукилограмма вредных насекомых.
В Соединенных Штатах в штате Юта власти объявили чрезвычайное положение. Мормонские кузнечики, как называют саранчу в тех краях, уже нанесли фермам ущерб на 25 миллионов долларов и останавливаться на этом, естественно, не собираются.
В богатой Америке помимо засухи размножению саранчи способствовал запрет на применение сильнейшего пестицида ДДТ. Его заменили на менее опасные для здоровья людей пестициды, не подумав о том, что они менее опасны и для здоровья саранчи, которую они призваны уничтожать.
В прошлом году ученые из расположенного в Нигерии Международного института тропического сельского хозяйства изобрели новое средство борьбы с саранчой и не менее вредными кузнечиками — биопестицид «Зеленый мускул». Это живущий в естественных условиях, в основном в Африке, грибок Metarhizium anisopliae, смертельно опасный для саранчи и кузнечиков и абсолютно безвредный для других насекомых, растений, животных и людей. Распыление раствора спор этого грибка может предотвратить нашествие саранчи или кузнечиков в самом зародыше.
Споры живут на растениях несколько недель, поэтому обработку «Зеленым мускулом» достаточно проводить раз в год. Первое распыление биопестицида в Нигерии в прошлом августе принесло обнадеживающие результаты.
Неожиданно, правда, возникла проблема психологического свойства — как убедить фермеров отказаться от привычных химикатов. Люди привыкли к пестицидам. Они очень ядовитые и убивают кузнечиков и саранчу мгновенно, в то время как после распыления «Зеленого мускула» прожорливые насекомые, прежде чем умереть, еще от четырех до десяти дней болеют. Фермеры отказываются от «Зеленого мускула», хотя и прекрасно понимают, какой вред наносят пестициды окружающей среде. Этот вред настолько велик, что кочевники в Сахаре предпочитают не предупреждать власти о появлении саранчи, резонно опасаясь, что распыление химикатов навредит их скоту. При распылении же «Зеленого мускула» не нужно закрывать колодцы и угонять скот.