Через десятилетие после того, как коммунистическая идеология потеряла статус государственной, «историческое переосмысление» места памятников в нашей жизни началось и в Омске.
В российских столицах, как известно, многие символы коммунистической власти лишились своих пьедесталов сразу после провала августовского путча в 1991 году. Наш город, как и, пожалуй, всю российскую глубинку, данное поветрие обошло стороной. Провинциалам трудно было понять стремление московской радикальной интеллигенции воевать с памятниками. Поэтому все многочисленные омские Ильичи, а также иные изваяния, имеющие отношение к коммунистическому пантеону, спокойно дожили до наших дней.
С тех пор, конечно же, многое изменилось в сознании российского народа. Еще в начале девяностых годов в обществе была заметна четкая идеологическая линия противостояния между сторонниками реформ и зовущими к возвращению прошлого. Сейчас, конечно же, коммунисты имеют свой устойчивый электорат. Однако, несмотря на все негативные последствия реформ и снижение жизненного уровня большинство наших сограждан воспринимает сложившийся рыночный уклад как пришедший всерьез и надолго. Да, отдельные представители коммунистов могут демократическим путем оказаться у власти, но это даже отдаленно не будет напоминать революцию.
Патриотическая идея, которая в начале девяностых почти полностью принадлежала «красным», сейчас разделяется почти всеми политическими силами и активно используется «партией власти».
Раньше коммунистические памятники могли вызывать у людей, ограбленных «либерализацией», тоску по тем временам, когда хлеб стоил двадцать копеек. Но сейчас у возрожденной компартии есть уже своя десятилетняя история, ничем героическим не отличающаяся. Как в Думе принимали все ельцинско-черномырдинские бюджеты, так и у нас в Омском горсовете одобряли все отнюдь не социальные «реформы» бывшего мэра.
Однако же, как бы общественные настроения ни менялись, вряд ли кто стал бы из-за этого трогать хотя бы один памятник. Другое дело, что отдельные изваяния и окружающие их территории пришли в совершенное запустение. Вот, к примеру, потребовалась реконструкция территории у транспортного университета, в ходе которой памятник Ленину лишился своего, прямо скажем, неказистого постамента. Сам памятник находится в полной сохранности, и, в принципе, его можно прямо сейчас установить вновь. Но задумайтесь, как в данный момент идеологически обосновать установку в городе еще одного стандартного гипсового изваяния (таких в свое время были отштампованы тысячи) при том, что данному историческому лицу, бывшему в Омске лишь два раза проездом, уже и так установлено в городе более десятка памятников. Этого не знают даже сами коммунисты, не говоря уже о городских властях.
Или пример с памятником Карою Лигети. Согласитесь, что и весь сквер у стрелки, и сама архитектурная композиция у памятника давно требовали капитальной реконструкции. Когда ее начали, опять встал вопрос, который уже многие годы задают омские краеведы: насколько оправданно расположение в одном из самых значимых исторических мест города, где находилась Омская крепость, памятника иностранному гражданину, который был в течение одного года одним из участников борьбы за власть в нашем городе? Однако никто в Омске с историей не борется. Памятник этот, единственный в своем роде (был еще его двойник в Будапеште, однако его, по слухам, давно снесли сами венгры) и имеющий художественную ценность, переносится в другое историческое место города, имеющее отношение к жизни и деятельности самого Лигети — в нынешний Юнгородок, где Лигети содержался в лагере для военнопленных.
Или еще пример — горка, где с самого момента основания Омска стояла Ильинская церковь, а теперь стоит «главный» памятник Ленину. Хоть изваяниями Ильичей у нас в городе, прямо скажем, никого не удивишь, власти не стали его трогать, а восстановили историческую справедливость в «мягком варианте» — возвели рядом небольшую часовню Ильи-пророка. Так уже с левого политического фланга сам факт строительства часовни называют чуть ли не провокацией. Вот и попробуй им объяснить, что история нашей Родины и нашего города богата, есть в ней исторические деятели и явления, которые признаются всем народом, а есть признаваемые лишь отдельной его частью. И всем им должно найтись, место — и тем, и другим. А то складывается впечатление, что поборники красной» идеи считают себя вправе идеологически «приватизировать» все исторические места города подобно тому, как в свое время их идейные предшественники, неизвестно откуда взявшись, еще при жизни по-хамски «приватизировали» даже названия городов с тысячелетней историей.
Однако за отдельными вполне объяснимыми исключениями нынешняя небольшая «реформа памятных мест» в Омске воспринимается горожанами очень спокойно. Хотя легко представить, какое общественное возмущение могло вызвать любое непродуманное решение в этом деликатном вопросе. А это значит, что взвешенная политика местных властей в вопросе о памятниках соответствует настроениям общества в целом.