ОМСК И ГРАФ ГОЛОВИН

ОМСК И ГРАФ ГОЛОВИН

«История не просто притянута за уши, она вульгарно нафантазирована в порыве псевдопатриотизма»

10 НОЯБРЯ 2007 года в Омске состоялось историческое событие: была торжественно открыта мемориальная доска памяти графа Федора Алексеевича ГОЛОВИНА (1650-1706). Открытие состоялось в присутствии местного административного бомонда, организованной общественности, случайных прохожих и гостей из столицы. Померзнув на сибирском морозе у Тарских ворот, зачинщики и почетные приглашенные отогревались позже в уютном зале драмтеатра, рассказывая друг другу (и телезрителям) разнообразные были и небылицы в стиле фэнтези. Что такое стиль «фэнтези» в истории? Берется, к примеру, Троянская война как реальное историческое событие. Приглашается симпатяшка Бред ПИТ, переодетый в мифологического героя. Все это разбавляется мифами, легендами, сказками, фантазией сценариста. На выходе — кассовый успех предприятия и «просвещенный» народ. Именно в таком смысле просветили омичей по поводу графа ГОЛОВИНА и его связи с городом Омском.

Что же история может рассказать нам о графе ГОЛОВИНЕ? Любознательный омич, побродив по Интернету, может узнать о досточтимом графе ГОЛОВИНЕ практически все, что известно исторической науке. Из известного доподлинно можно сказать, что к городу Омску граф Ф.А. ГОЛОВИН (или, как он сам себя называл, Федька) не имеет никакого исторического отношения. По крайней мере, немногим более чем среднестатистический житель Московии тех времен. Да, Ф.А. ГОЛОВИН носил титул Сибирского наместника, но получил он это звание, вернувшись в Москву из экспедиции в Даурию, куда отправился наместником Брянским, и больше никогда к Сибири и близко не подбирался.

Петр I имел, вероятно, больше личных причин наградить ГОЛОВИНА титулом «наместника Сибирского», поскольку относительно успешности именно сибирского (как сказали бы сейчас — восточно-сибирского) предприятия у историков до сих пор нет одного мнения. Например (цитирую Интернет-сайт): «…10 января 1690 года он вернулся в Москву и представился царям Ивану и Петру. За труды посла произвели в бояре и назначили наместником Сибири, хотя и поставили в вину потерю Албазина».

Или: «…И действительно, в 1688 году в чине окольничего он (ГОЛОВИН) был отправлен с большим посольством (ок. 1900 чел., большую часть из которых составляли ратники) на границу с Китаем, и 12 августа 1689 под г. Нерчинском в шатрах начались переговоры между русскими и китайскими послами, которые велись на латинском языке, через иезуитов. ГОЛОВИН старался «оттянуть» у китайцев как можно больше «землицы», но те начали возмущать против русских туземное население: даур, бурят и онкотов, придвинули прибывшее с ними 15-тысячное войско, стали грозить войной и даже осадили Нерчинск. ГОЛОВИНУ пришлось пойти на уступки, и 27 августа был подписан т. н. Нерчинский договор: русские отказались от дальнейшего продвижения на р. Амур, и граница была обозначена по р. Горбица.

Полковник Бейтон, уже долгое время оборонявший Албазин, по приказу ГОЛОВИНА сжег крепость и увел всех ее обитателей и защитников в Нерчинск. Т. о., Амурский край, которым вот уже 30 лет владели русские, был потерян для России почти на 200 лет. Кроме того, точная граница между государствами так и не была определена, что послужило впоследствии поводом для серьезных пограничных конфликтов». (Материал из кн.: «Славянская энциклопедия. XVII век»).

Цитировать в том же духе можно и далее, но примечательно, что все исторические факты, находящиеся в свободном доступе и касающиеся дел и славы ГОЛОВИНА, не помешали участникам омского мероприятия договориться до того, что граф являлся едва ли не инициатором оснований Омской крепости. Здесь история не просто притянута за уши, она вульгарно нафантазирована в порыве псевдопатриотизма. Недалеко (по сибирским меркам) от Омска есть город Тобольск, с которым действительно связано имя ГОЛОВИНЫХ, и графа Ф.А. ГОЛОВИНА в частности. Во-первых, отец его был тобольским воеводой. Во-вторых, в Тобольске, собственно, и была снаряжена в полном объеме экспедиция Федора ГОЛОВИНА (цитирую: «В марте 1686 прибыл в Тобольск, откуда с солдатами и пушками отправился… затем по Тунгуске (в 1687)… через Иркутск добрался до Селенгинска, откуда отправил к китайцам чиновника посольства Степана КОРОВИНА с уведомлением о своем прибытии. В Нерчинске встретился с китайским посольством»). Омска в те времена и в помине не было. Что касается наших дней и железной дороги, то она есть и в Тобольске, и в Иркутске. Так в чем корни исторических связей Омска и графа ГОЛОВИНА? Историки, краеведы, ау! Или вас никто не спрашивал? Так проявите цеховую гордость, развенчайте мифы. В чем историзм события? В том, что на новодел Тарских ворот бывшей Омской крепости повесили знак в честь деятеля, не имеющего никакой исторической связи ни с этим местом, ни с этими событиями (основанием Омской крепости)? К слову сказать, в конце октября по петербургскому ТВ (программа «Вести») прошел сюжет, где корреспондент заявил буквально «Ценный груз отправляется сегодня из Петербурга в Омск. 150-килограммовый бронзовый барельеф графа Федора ГОЛОВИНА, сделанный в Петербурге установят на Царских воротах сибирского города».

Вполне в духе уже упомянутой псевдоисторической тусовки. И это на фоне того, что реальные исторические памятники в Омске или варварским образом безжалостно уничтожаются, или влачат жалкое существование, дожидаясь своей погибели под натиском нового вульгарного историзма. Много ли омичей знает, что в Омске еще цело (хотя и сильно покорежено) отличное производственное здание конторы того самого Нобеля? Много ли в городе памятников такого масштаба? Вытекающий из этого вопрос: в чем заключается деятельность местного министерства культуры? В том, чтобы обеспечивать девушек в кокошниках финансированием и караваями для встречи высоких гостей или отвечать за культуру тоже? Или история – не культура, а они — не министерство истории, поэтому их это не касается. А кто тогда министерство истории?

Известно, что без прошлого у народа нет будущего, но с таким отношением к прошлому в будущем можно и заблудиться. А устроителям этого памятного мероприятия нелишне было бы вспомнить девиз рода ГОЛОВИНЫХ, отчеканенный на памятной петровской медали: «ET CONSILIO ET ROBORE» («И советом, и мужеством»). Не стоило без должного СОВЕТА, устраивать сей праздник.