— Испугалась до смерти, — рассказывает она. -Позвала мужа. Стали рыть дальше. Потом немецкий погон попался. Нашли еще семь черепов и много костей.
Михаил Дынко сообщил о захоронении в сельсовет, тот в посольство Германии. Немцы устроили на огороде раскопки. Нашли личные жетоны военнослужащих вермахта. Два из них не были разломаны надвое (перед похоронами полагалось половинку жетона отослать в штаб для учета потерь). А это значит, что солдаты до сих пор числятся пропавшими без вести.
Отыскали два золотых кольца с монограммами, авторучку фирмы «Сименс», зажигалку в форме сердца, бритвенный прибор, расческу, патроны.
Останки солдат увезли для перезахоронения на воинском мемориальном кладбище. Жетоны и личные вещи забрали, чтобы попытаться выяснить имена погибших. Пока по эмблемам и нагрудным жетонам ясно, что это танкисты. Их похоронили весной 1944 года. Старожилы села Шатава Хмельницкой области про могилы не знали — припомнили только, что в войну здесь стоял германский полевой госпиталь.
Михаилу Дынко немцы подарили полевую керосинку, которую он сам отрыл на своем огороде — она, кстати, до сих пор работает! И вручили десять марок как компенсацию за испорченный огород и пропавшие лук и картошку.