СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА - АРКТИКА

СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА — АРКТИКА

Воздух взрывается от рева двигателей. Амфибия медленно поднимается на резиновой подушке и осторожно сползает в воду. Вездеход уходит в акваторию Иртыша эффектно поднимая за собой столб ледяной воды и снежный вихрь. Пока операторы чистят от брызг телевизионные камеры, к отправлению готовится следующая группа

Такого предложения участники заседания Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» не ожидали. Однако от десятиминутной поездки на вездеходе никто не отказался.

«Вездеход-амфибия «Арктика» не имеет аналогов в мире. У нашей конструкции есть свои особенности, до которых не додумались даже англичане. Великобритания также занимается разработкой машин повышенной проходимости», — рассказывает главный конструктор ТПЦ «СибВПКнефтегаз» и автор идеи Василий Мамонтов. Омская амфибия от остальных отличается своей вездеходностью. Машина передвигается по воде и суше, по дорогам и бездорожью, по топям, ледовым торосам, в сезон половодья и ледостава. То есть характер поверхности значения не имеет. Тогда как обычные вездеходы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода или из-за рубежа способны ходить только по воде или по суше. Днище машины не выдерживает неровности — рвется. Секрет омской амфибии — в эластичной подушке, изготовленной из специальных материалов на каучуковой основе. Однако во время движения между каучуковой подушкой и поверхностью нагнетается поток воздуха. Как вторая, невидимая глазу подушка. Поэтому и создается такое впечатление, будто «Арктика» весом в 10 тонн не едет, а летит.

Амфибия возвращается, подходит к берегу и забирается на ледяную кромку. Еще недавно этот вездеход мчался по полуострову Ямал. Именно из Ямало-Ненецкого автономного округа омичи получают наибольшее количество заказов. «Вначале мы собирали по одной-две амфибии в год. Сейчас в работе десять вездеходов. Мы удачно нашли свою нишу на рынке, говорит директор ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Сергей Красюк. В числе заказчиков также — ТНК-Уват, Республика Коми, Красноярский край. Омские вездеходы ходят по Чукотке, по регионам Крайнего Севера.

Пассажиры спускаются в салон. Рассаживаемся в мягкие кресла — всего 25 мест. В таких удобно передвигаться даже на большие расстояния. По словам авторов проекта, на «Арктике» можно добраться от Омска до Салехарда. Это три тысячи километров за 50 часов. Словом, «Арктика» до Арктики довезет.

Авторы проекта разработали семейство амфибий. Каждая модификация отличается вместимостью и уровнем комфортности. Мини-амфибии рассчитаны на пять посадочных мест. Такие покупают частные лица для охоты и рыбалки. Один из вариантов предназначен для одновременной перевозки пассажиров и грузов. Сейчас ведется работа над новой амфибией — грузовой. Стоимость машин колеблется от 5 до 13 миллионов рублей.

За окнами — мелькают очертания городской набережной. На лобовом окне «дворники» счищают воду и лед. «Арктика» набирает ход. «А может быстрее?» — спрашиваю водителя. «По бездорожью вездеход развивает скорость до 80 километров в час, по воде — более 100 километров. Мы даже «Восход» обгоняем», — поясняют мне в рубке. На реке водитель превращается в капитана, приходится учить правила движения по водной магистрали.

Между тем амфибия могла быть танком. Именно плавающий танк мечтал создать Василий Мамонтов, еще будучи руководителем танкового КБ. Но танк в силу своего солидного веса так и не удалось научить плавать. Зато идея выросла в плавучую платформу для транспортировки инженерной техники. Разработка взята на вооружение КБТМ, изготовлены и испытаны образцы. «Первая амфибия собиралась вручную, кустарным способом, работала на авиационном двигателе. Серийное производство машины началось в 2002 году», — поясняет Сергей Красюк. Проект, словно наглядное пособие к прошедшему совещанию. Подтверждение того, что промышленность Омской области обладает достаточным потенциалом, чтобы оснастить любую отрасль — будь то энергетика или нефтегазовый сектор — качественной конкурентной продукцией.

Амфибия сбрасывает скорость, пришвартовывается к берегу. Вдруг что-то неприятно скрежетнуло по днищу, и машина накренилась. «Не утонем?» — забеспокоилась я. «Нет, это самая безопасная машина», — успокаивает первый заместитель министра промышленной политики Николай Лаврентьев и уверенно шагает к выходу.

После поездки представители Газпрома попросили разработчиков представить пакет документов проекта для детального изучения и приобретения «Арктики».