РАПС КАК АЛЬТЕРНАТИВА НЕФТИ

РАПС КАК АЛЬТЕРНАТИВА НЕФТИ

Этой темой мы занялись с подачи омича Андрея Коваля. Андрей Викторович пришел в редакцию, чтобы рассказать о своей разработке: установке для получения биологического топлива на базе рапсового масла

Сама по себе идея альтернативного топлива не нова. Истощаемость нефтяных запасов, высокие цены на горючее, растущие экологические проблемы вынудили людей искать замену традиционным бензину и дизелю. Все чаще в качестве топлива используются сжатый и сжиженный газ, природный газ. Но особый интерес во всем мире — к возобновляемым источникам энергии. В ряде стран Европы и Азии на автозаправках уже начали применять топливо из растительных масел и продуктов их химической переработки — метилового эфира и метилового спирта. Сырьем для производства биотоплива служат рапс, кукуруза, подсолнечник, соя, лен, рыжик, конопля, хлопок, кокос, даже кофе, какао и другие культуры.

В России тоже задумываются об альтернативном топливе. Но пока не слишком активно. Достаточно сказать, что площади, засеваемые рапсом, в 2007 году составили по стране лишь 500 тысяч гектаров. А именно эта культура считается наиболее перспективной для производства биодизеля — прежде всего из-за ее высокой урожайности.

По словам Андрея Коваля, первоначальным толчком для него и его соавторов послужили инженерные амбиции: раз где-то в Малайзии смогли наладить выпуск биодизеля на основе пальмового масла, почему нельзя сделать то же у нас, на нашем сырье? В дальнейшем были проведены исследования, показавшие как рентабельность биодизельных технологий, так и их социальную значимость.

Сконструированная им локальная установка, утверждает разработчик, полностью оригинальна в плане того, что учитывает российский менталитет и нюансы российского законодательства. Андрей Коваль предлагает использовать для заправки транспортных средств получаемый из растительного масла метиловый эфир. На самом масле техника тоже может работать, но оно должно быть тщательно очищено, иначе содержащийся в нем глицерин начнет пригорать. Однако добиться высокой степени очистки непросто. Поэтому метиловый эфир, из которого удалены ароматические вещества, больше пригоден в эксплуатации. Правда, у нас полно охотников пить разную «политуру», и российский закон предъявляет повышенные требования к работе с метанолом. «С учетом этого, — говорит Андрей Викторович, — мы придумали на нашей установке специальную систему защиты. Учтены и строгие нормы отечественного природоохранного законодательства».

В мире биодизель производят как на таких вот мобильных установках разной производительности, так и в заводских условиях. Андрей Коваль считает первое направление более перспективным, ведь установки могут располагаться в непосредственной близости от производителя сырья. В результате крестьянину не придется возить полученный урожай на дальние расстояния, и он сможет реально экономить на транспортных расходах. На селе появятся дополнительные рабочие места — как за счет переработки сырья на месте, так и за счет развития сопутствующих производств. Например, шрот, остающийся при отжиме маслосемян, — это ценный белковый продукт. Он может быть использован для откорма скота и птицы. Из глицерина можно производить мыло и удобрения. Наконец, решается проблема топлива. И не только для производителя сырья, но и для небольшого населенного пункта.

Авторы установки готовы к сотрудничеству с заинтересованными лицами и ведут поиск партнеров, которые рискнули бы заняться выращиванием рапса. Но, по признанию Андрея Викторовича, это оказалось самым трудным. Хотя в данном случае риск для сельского товаропроизводителя практически равен нулю. Не захочет он развивать биодизельные технологии, может заняться реализацией маслосемян или растительного масла. То и другое сегодня в цене и востребование. Интересен рапс и с агрономической точки зрения. Он улучшает структуру и плодородие почв, поэтому желателен для севооборота. После него урожайность пшеницы повышается на 15-20 процентов.

Андрей Коваль отмечает, что пока биодизель на внутреннем рынке стоит несколько дороже нефтяного топлива. Дело в том, что маслосемена активно вывозятся за рубеж. Там готовы платить за них любые деньги, потому что в отличие от России в странах Запада производители биодизеля получают государственные дотации в размере 15-30 процентов затрат. Естественно и внутри страны сырье существенно подорожало. Несмотря на это разработчик уверен в перспективности биотоплива. Мировая тенденция такова: традиционное нефтяное топливо дорожает, а себестоимость биологического снижается. «Да и при сегодняшнем раскладе, — говорит мой собеседник, — биодизель конкурентоспособен, ведь экономическая выгода складывается не только из его стоимости. А выручка от реализации шрота, удобрений? А экологический эффект и прибавка в урожайности культур, высеваемых после рапса? Если все это сложить, преимущества альтернативного топлива становятся очевидными».

НАША СПРАВКА

Как отмечают специалисты, главное достоинство топлива, получаемого из растительных масел, и, в частности, из рапсового масла, в его экологичности. Биодизель сгорает практически без токсических отходов (сера, свинец), количество копоти уменьшается до 50 процентов, снижается выделение углекислоты. Пролитое на землю топливо через три недели на 90 процентов разлагается микроорганизмами. Начиная с 2009 года, все страны ЕС обязаны выпускать и потреблять биодизель. Правительства этих стран предоставляют производителям биотоплива всевозможные преференции.