ГИГАНТЫ ИЛИ ЛИЛИПУТЫ?

В министерстве сельского хозяйства и продовольствия области, когда я заговорила об этой разработке, мне ответили: «Считаем, рановато что-либо рекламировать, пока все только на уровне расчетов». Но о перспективах выращивания рапса побеседовать согласились

Как отметил начальник отдела растениеводства и землепользования Владимир Мороз, интерес к масличным культурам вообще и рапсу в частности у сельских товаропроизводителей в последнее время возрос. За два года посевы масличных увеличились втрое и составили более 70 тысяч гектаров. В прошлом году подсолнечник выращивали 30 сельхозорганизаций, рапс — 23. Правда, почти половина всех объемов (30 тысяч гектаров) приходится на долю одного хозяйства: КФХ «Орбита» Вадима Шнайдера.

Нынче, по предварительным прогнозам, территории, занимаемые подсолнечником и рапсом, могут расшириться еще на 15 процентов. У товаропроизводителей появился стимул к этому. Производство обеих культур дает неплохую рентабельность, поскольку сложилась высокая закупочная цена. Тонна рапса стоит около 10 тысяч рублей, тонна подсолнечника — около 15 тысяч. Да и проблем со сбытом не стало.

Есть фирмы, не один год занимающиеся закупом маслосемян. Они заключают договоры с хозяйствами, по которым весной снабжают сельхозорганизации кредитными ресурсами, а расчет получают продукцией. В Калачинске предприниматель Владимир Мецлер открыл заводик по переработке рапса и подсолнечника на масло — для поставки последнего на масложиркомбинаты. В минувшем году ему не хватало сырья. Томская компания «Прод-Экс» намерена построить в Тавричанке крупное производство по переработке масличных культур. Строительство будет вестись в несколько очередей. Первую планируется запустить уже в 2008 году. Ее мощность — 142 тысячи тонн подсолнечного масла и 104 тысячи тонн — рапсового. Планируемое количество рабочих мест — 280. В перспективе (третья очередь) компания собирается производить также биодизель.

«И поэтому нам, министерству, — сказал Владимир Мороз, — следует принять все меры, чтобы посевы масличных были увеличены».

В минсельхозе разработана концепция развития производства рапса, вошедшая в общую программу развития агропрома области до 2012 года. Она предусматривает бюджетную поддержку производителям маслосемян. Им будет компенсироваться часть затрат на приобретение элитного посевного материала, средств защиты растений и минеральных удобрений, поскольку все это стоит очень дорого. Предусмотрено также субсидирование кредитов, привлекаемых на строительство завода в Тавричанке.

Владимир Мороз убежден: «Выращивание рапса открывает хорошие перспективы, в частности, позволяет развивать такое интересное и новое направление, как производство биодизеля. Эта культура к тому же — прекрасный предшественник для других сельхозкультур. У нее такая корневая система, которая, по данным ученых СибНИИСХоза, позволяет не делать в дальнейшем основную обработку почвы, что тоже очень здорово».

Что касается локальной установки Андрея Коваля, то Владимир Владимирович считает более предпочтительными крупные мощности, такие, как завод в Тавричанке. Согласно представленным компанией «Прод-Экс» планам после запуска всех трех очередей здесь будет создано 500 рабочих мест, уровень средней зарплаты ожидается не ниже средней зарплаты по области, поступления в бюджетные и небюджетные фонды составят около 20 миллионов рублей ежегодно.

«Вот это да! — сказал Владимир Мороз. — Тут министерству можно и нужно ломать голову, как обеспечить это мощнейшее предприятие сырьем».

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТЬ

Тем не менее, минсельхозом выделены средства для испытания образцов биодизеля, представленных Андреем Ковалем. Испытания будут проводиться в агроуниверситете, на кафедре тракторов, автомобилей и эксплуатации машинно-тракторного парка. Эта кафедра уже занималась альтернативным топливом, таким, как природный газ и водород. Но биодизель для нее — новая тема.

— Насколько мне известно, — говорит завкафедрой Владимир Мяло, — в Омской области биодизелем вообще занимаются пока такие вот энтузиасты. Причина, думаю, в том, что у нас достаточно классического топлива. Хотя нефти высокого качества, чтобы получать зимние виды дизеля, не так уж и много.

Владимир Мяло не считает себя в этом деле специалистом, поэтому не берется оценивать саму разработку. Однако по его мнению, локальные установки — как раз то, что нужно для переработки рапса, поскольку это сыпучий материал, и его проще переработать на месте, нежели куда-то везти. Задача кафедры — изучить, как покажут себя наши двигатели при работе на биодизеле.

— Судя по представленной разработчиком справке, — заметил Владимир Мяло, — смазывающие свойства у этого топлива должны быть замечательные. Но все это нужно проверить. Как поведет себя сам биодизель, как он отразится на мощности двигателя и его ресурсе. Думаю, какие-то нюансы нее равно возникнут, потому что масло достаточно активно к резине, а в наших насосах стоят резиновые кольца. Тогда нельзя будет переходить на это топливо без доработки двигателей. Вот убедимся, что такой переход выгоден и целесообразен, тогда уже можно будет разрабатывать технологию перехода…