На улице стоял снежный февраль, а на празднике урожая шли захватывающие беседы о проблемах виноградарства, овощеводства и, казалось бы, о далеких от сибирской полосы персиках. Но председатель клуба Борис САПОЖНИКОВ предложил:
— Давайте сегодня поговорим о картофеле. Генеральная ассамблея ООН объявила 2008-й Годом картофеля. И, видимо, не зря заботы о картошке дошли до столь высокой организации. И как сегодня не вспомнить, что молодой Петр I, учившийся в Голландии корабельному ремеслу, попробовав там экзотическое блюдо, сразу понял, оценил картошку как силу, вернее как чудо, которое поможет российскому народу выстоять в многовековых бедах.
Но почему хорошо знакомый всем «Борщ из свежей капусты» (в стеклотаре) гремит по железной дороге… из Брянской области. Неужели и здесь необходимо вмешательство ООН?!
— Мы, сибиряки, многие проблемы можем решить дома, на своей земле, — сказал корреспонденту «НО» Борис Сапожников. — На выставке представлено 25 сортов картофеля — на любой вкус. А у членов творческой группы «Поиска» их вдвое больше: у Ольги Павловны Собиновой — 42 сорта, у Олега Александровича Телепова — 44, у меня — 50 сортов картофеля. А вообще на нашей земле-матушке более десяти тысяч сортов картофеля. Сейчас сибиряки активно экспериментируют и по урожайности догоняют голландских рекордсменов. И вооруженные технологиями XXI века члены «Поиска» за прошедшие семь лет достигли немалого. На одном кусте удалось собрать 2,7 кг клубней, на другом — 4,5 кг и, наконец, суперкуст подарил лично мне 6,5 кг. С чем сравнить? Есть бабушки, которые радуются урожаю в 300 граммов с куста. Итак: 0,3 кг и 6,5 кг — такова разница в пользу передового опыта и трудолюбия.
— Борис Сергеевич, вы получаете богатые урожаи на шести сотках?
— Нет. Шесть соток — это дача, а картофель прописан на участке в 15 соток — на брошенной земле. Вы можете взять участок даже в 10 гектаров: везде немало неиспользуемой земли. Увы, молодежь не видит в картофелеводстве жизненных перспектив. Более того, сейчас в России брошено 52 000 дач. А ведь несколько десятилетий назад их престижность не вызывала никаких сомнений. И боюсь, что эта драматическая цифра покинутых современных «вишневых садов» многократно преуменьшена. Есть о чем подумать, правда? Тем более, устойчиво растущие цены на картофель на рынках и в супермаркетах постоянно напоминают о нерешенных проблемах.
— А в чем она, технология XXI века?
— Пожалуйста, в двух словах. Семенной материал надо брать в СибНИИСхозе (улица Королева, 28). Там картофель, образно говоря, выращивают в пробирках, и он приходит на плантации уже без вирусов, оздоровленный с помощью научных методов (продажа семян начинается с 1 апреля). Далее. Я иногда шутливо говорю, что картофель надо кормить как поросенка — сытно и вкусно. А у нас, увы, бытует мнение, что картофельные гнезда достаточно изредка поливать водичкой. Какие же рекорды в этом случае вырастут? Не будет и творчества, а оно обязательно: тогда и появится интерес к картофелепроизводству. А наши ведущие селекционеры кормят картошку не только золой, но и камнем, марганцем, молибденом, используют 30 (!) элементов таблицы Менделеева.
— Но это же колоссальный труд!
— Я встаю в 6.00 утра и работаю дотемна. И, знаете, не устаю, в обычном смысле слова. Я день-деньской разговариваю с природой, постоянно жду от нее каких-то сюрпризов. И не надо забывать, что главными действующими лицами клуба «Поиск» являются пенсионеры, отработавшие на заводах, в различных учреждениях десятки лет. Сам я — инженер, начинал трудовую жизнь на кирпичном заводе, был педагогом в вузе, профтехучилище, работал в администрации Октябрьского округа, а вот сейчас стал агрономом.
— А какие планы у «Поиска», какие лично у вас, Борис Сергеевич?
— Хочется создать центр садоводства Октябрьского района, который потом вырастет в городской центр. Есть заветная мечта — создать свой Дом садовода-огородника.