Омским читателям уже давно пришлись по душе и оригинальное название этого журнала, и его крепкий творческий уровень, и непобедимая воля к жизни. Ведь у всех на памяти непростые девяностые годы, в середине которых и родился коллективный сборник омских авторов, названный романтическим старинным словом «складчина».
Всего вышло четыре тома этого издания. Три были изданы подряд — в 1995-м, 1996-м и 1997 годах. Потом, как известно, грянул дефолт, и четвертому тому пришлось дожидаться года 2004-го. Но ещё раньше стало ясно, что большие объёмы главному изданию Омской организации Союза российских писателей просто не потянуть. К счастью, в конце 2001 года организацией было заключено соглашение с предпринимателем Тамиром Алимбаевым о выпуске малоформатной литературной газеты всё под тем же названием — «Складчина». Всего вышло 18 номеров своеобразной омской «Литературки», отличавшихся широтой кругозора, тематическим разнообразием, вниманием и уважением к различным литературным вкусам.
Настал момент, когда редколлегия почувствовала, что газетные рамки становятся тесноватыми. И тогда родилась идея преобразовать газету в небольшой альманах. С 2005 года таких альманахов вышло восемь, включая и только что появившийся февральский номер.
Таким образом, становится понятной загадочная цифра 30, стоящая в скобках на обложке рядом с №1, открывающим 2008 год. Впрочем, необходимые разъяснения даны в статье редактора «Складчины» Александра Лейфера под красноречивым названием «Делай, что должен, или Комментарий редактора к числу 30».
Остаётся только порадоваться, что омская «Складчина», пережив различные метаморфозы, не изменила самой себе, своим высоким творческим принципам, осталась на плаву, и более того, набрала необходимую скорость движения и обрела свободу маневра на большой воде.
Февральский номер альманаха посвящён 90-летию Омского государственного аграрного университета. Этот вуз под именем легендарной СибАКи сыграл очень важную роль не только в развитии вузовской науки, но и стал духовным центром Омска, настоящей кузницей профессионально оснащенных, широко образованных кадров. Достаточно вспомнить, что одним из основателей Омского сельскохозяйственного института, его профессором был замечательный ученый Пётр Людовикович Драверт. Его удивительными стихами, кстати, открывается в альманахе раздел «Поэзия и проза», тоже посвященный юбилею нынешнего аграрного университета. С довольно обстоятельной статьёй, обрисовывающей биографию этого вуза, в «Складчине» выступил ректор ОмГАУ Николай Колычев.
Ностальгические нотки, звучащие в воспоминаниях Георгия Сапрыкина («Здесь мы живем»), Михаила Сильвановича («Омские улицы» начинались на земфаке!»), в рассказах Георгия Петровича «Формула счастья» и Николая Мацака «Бесамо мучо», придают прочитанному горьковатый, пряный привкус правды…
Примечательно, что под обложкой тридцатой по общему счету «Складчины» собрались представители разных возрастов, разных писательских союзов, живущие не только в Омске и Омской области. Это говорит об открытости альманаха, о стремлении его редакционного коллектива не разобщать сообщество литераторов, а объединять их, укрепляя духовное единство нашего общества. Разве это не плодотворный путь для литературного издания?
Одна из радостных новинок журнально-издательского поля Омского Прииртышья — пилотный номер экологического, научно-популярного, общественного журнала «Сибирские веды», издаваемого при непосредственной поддержке НП «Экологический комитет». В обращении к читателю главный редактор журнала Владимир Плюхин замечает: «Да, у нас есть твердая, несокрушимая, естественная опора в виде законов природы. Опираясь на них, талантливые специалисты даже в условиях жестокой диктатуры создали многое из того, что требуется для полной гармонизации с биосферой. Например, высокопродуктивные, малозатратные вариации биологической системы земледелия в каждой климатической зоне Прииртышья, образцы успешной оптимизации освоенных природных ландшафтов, безотходной промышленной технологии и даже теорию экологического равновесия!..
Всё это способно сегодня поднять экономику и уровень экологической культуры, улучшая здоровье россиян. И служит исходным началом на пути к дальнейшему согласию с природой».
Понятие здоровья нации также включает в себя и ее духовное, нравственное развитие. Так что направление, избранное «Сибирскими ведами», прямо влияет на формирование основ духовного здоровья общества. Ведь нам небезразлично, в какой экологической и нравственной среде растут и воспитываются наши дети, какое наследие мы им оставим.
Надо отметить, что первый же номер журнала заполнен серьёзными, актуальными и полемическими темами, часть из которых вынесена на обложку «Сибирских вед»: «Масштабы и блеф химизации»; «Китай и Бухторма не виновны в трагедии Иртыша»; «Чем дышат омичи»; «Древняя рукопись славян?» «Заветные рецепты». При этом самые жгучие научные проблемы излагаются хорошим русским языком, грамотно, ясно, понятно. Журнал действительно адресован широкому кругу читателей. Нашлось в нем место даже для литературных страниц.
А гостем первого номера стал дальневосточный собрат по экологии — журнал «Родное Приамурье» (который, кстати, является экологическим приложение к литературному журналу «Дальний Восток»). Так что охват «Сибирских вед» — впечатляющий. Дебют получился заметным и многообещающим. Так что в добрый путь, «Сибирские веды»!
Ещё несколько слов хотелось бы сказать о журнале «Виктория», которому в декабре прошлого года исполнилось три года. «Виктория» называет себя «народным журналом о духовном здоровье». Это издание с яркой обложкой действительно пропагандирует лучшие человеческие качества: благородство, чуткость, совестливость, отзывчивость, доброту. Героями его номеров становились разные люди, в том числе уникальные мастера своего дела в разных сферах человеческой деятельности. При этом издание можно назвать «всеядным»: на страницах «Виктории» может высказаться каждый, у кого на душе, что называется, «нагорело».
Безусловный плюс издания, что у него есть литературные редакторы, отвечающие за публикацию стихов и прозы. Это ощущается в подборе профессионально качественных литературных публикаций. И все же при более близком знакомстве с подборкой журнальных номеров остаются немного смутные впечатления. Хочется пожелать издателям «Виктории» совершенствовать свое издание, более строго подходить к отбору материалов, тщательнее работать с текстами, полученными от читателей.
Довольно несовершенно для журнала общепринятого формата выглядит, например, его оглавление, в котором названы исключительно авторские имена и номера страниц. Плохо, что нет в журнале внятно обозначенных рубрик и разделов, отчего чувствуется тематическая сумятица в подаче материалов. Хотя намерения у «Виктории» вполне похвальные. И симпатичная вроде идея -предоставить слово людям с творческой стрункой, хотя и не профессионалам, дать им поделиться друг с другом своими бедами и радостями.
Но всё-таки три года для журнала — это срок, за который происходит набор высоты, взросление, профессиональный рост. Порой во имя главной цели необходимо отказаться от каких-то наивных первых придумок. Иначе заявленная «народность» — то есть широта, распахнутость издания — превратится постепенно в тихие домашние радости, интересные лишь кругу самодеятельных авторов, опубликовавшихся в нем. А может, всё дело в том, что у журнала (если судить по выходным данным) нет редакционной коллегии, но в таком важном деле очень важны коллективное обсуждение текущих и будущих номеров, полемика, выработка критериев отбора материалов и многое другое, что входит в понятие «выработка редакционной политики».
Так что есть еще, над чем работать, есть что совершенствовать, притом что направление у «Виктории» выбрано правильное. Название журнала обязывает идти вперед!