«НЕДОПУСТИМО, ЧТОБЫ ГОРГАЗ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГАЗИФИКАЦИИ ГОРОДА ОКАЗАЛСЯ В ТАКОМ «АХОВОМ» СОСТОЯНИИ, КАК СЕГОДНЯ»

12 июля в ОАО "Омскгоргаз" состоялось сразу два общих собрания акционеров - очередное и внеочередное, где и был избран новый генеральный директор

Итоги 2000 года навеяли акционерам печаль. Большая и мощная компания, которая доминирует на омском рынке реализации сжиженного газа, а также транспортирует до 80% всего природного газа, потребляемого в городе, оказалась в тяжелейшей финансовой ситуации. У нового генерального директора свой взгляд на проблемы, которые имеются в Омскгоргазе. Ближайшими планами он поделился с корреспондентом u KB».

— Юрий Николаевич, судя по всему, в вопросах газоснабжения вы не новичок.

— По большому счету, можно сказать, что газоснабжение уже стало моей второй специальностью. А началось с того, что в 1997 году я стал представителем Томсктрансгаза и отвечал в ассоциации «Партнер-Омск» за организацию стабильных поставок природного газа для компании «Омскэнерго».

— Обычно какое-то время новому руководителю требуется для того, чтобы вникнуть в проблемы предприятия, а потом начинаются реорганизации…

— К счастью, много времени не потребовалось. Благодаря совету директоров, работу которого оцениваю крайне положительно, мне не составило большого труда разобраться в ситуации. Все основные мероприятия, необходимые для наведения элементарного порядка в работе компании «Омскгоргаз», уже были разработаны. В общих чертах план был, осталось только воплощать.

— А с чего начали вы?

— Первым делом взял под контроль все финансовые потоки. Затем последовала реорганизация абсолютно по всем направлениям. И начал ее, кстати, с сокращения руководящего состава. Из пяти заместителей осталось только три — главный инженер (он же первый заместитель генерального директора), финансовый директор и коммерческий директор. Главная задача, которая сейчас стоит, — изменение системы управления. Во главу угла необходимо поставить экономическую целесообразность работы Омскгоргаза — иначе просто не выжить. Необходимо наладить жесткую систему контроля за финансовыми и товарными потоками. Пока деньги не научимся считать, о чем можно вообще говорить. Затем нужно навести элементарный порядок и железную дисциплину во всех службах, привести в соответствие количественный состав работников и структуру предприятия, наладить централизованную систему товарно-материального снабжения и реализации газа. Это я обрисовал задачи только в самых общих чертах, как вы понимаете.

— Мне показалось, что вы весьма решительный человек…

— Можно сказать и так.

— Это работа на режимном оборонном объединении «Полет» сформировала такой жесткий подход к делу?

— Да, железная дисциплина — это оттуда. Я благодарен своему бывшему руководителю — начальнику цеха на «Полете». У нас было шестьсот рабочих только на основном производстве. И план предприятия процентов на семьдесят зависел от нашей успешной работы. Сами понимаете, насколько это было серьезно. Даже простому мастеру приходилось работать уже на уровне организатора производства.

— На ваш взгляд, как относятся работники к перспективам таких кардинальных изменений?

— Мне показалось, что люди давно ждали этих перемен. Среднее звено специалистов предприятия очень стабильное, серьезное. Вот они-то и ждали, когда в компании появятся наконец элементы эффективного управления, поэтому относятся к переменам очень хорошо. Ведь то, что было до сих пор, я могу расценить только как бесхозяйственность и простое разбазаривание средств. У меня даже в голове не укладывается логика некоторых сделок, которые имели место в Омскгоргазе, поскольку мы в ассоциации «Партнер-Омск» привыкли тщательно считать деньги. Я бы лично никогда этого не сделал. Ни при каких условиях.

— К вопросу о неэффективности. Говорят, что строительство газопроводов приносит Омскгоргазу одни убытки?

— Это действительно так. Мы ведь получаем деньги только за транспортировку газа. Судите сами, если нормативный срок окупаемости газопровода составляет при этом тридцать лет — это нормально? Более того, перевод жилых квартир на потребление природного газа тоже убыточен для предприятия, если делать это исключительно на свои средства, без внешнего финансирования, без инвестиций со стороны. Парадокс, но инвестиции в строительство газопроводов при переводе жилья на газ мы не можем отнести на себестоимость, а финансируем из прибыли предприятия. Но в последнее время мы нашли понимание в этом вопросе и достигнута договоренность о включении инвестиционной составляющей в тарифы, утверждаемые Региональной энергетической комиссией. Конечно, есть и очевидные плюсы при переводе на природный газ — это сокращение эксплуатационных затрат, обеспечение бесперебойности и безопасности газоснабжения населения города. Это позволит почти полностью отказаться от пропан-бутансвой смеси, которая очень дефицитна в зимнее время.

— Значит, вы и дальше будете проводить газификацию жилья?

— При переводе жилых домов на природный газ, на мой взгляд, необходимо найти золотую середину. И темпы оставить достаточно интенсивные, и соблюсти обязательное условие — не ставить под угрозу выполнение основной задачи Омскгоргаза: обеспечение бесперебойного и безаварийного снабжения газом. Ведь раньше никто реальные затраты не считал. На мой взгляд, эффективность вложенных средств должна и может быть выше. Недопустимо, чтобы предприятие в результате газификации города оказалось в таком «аховом» состоянии, как сегодня. Задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами — порядка 35 миллионов рублей. Такого никогда не было, сразу скажу. Получается, что строительство осуществлялось за счет налогов, которые, просто не перечислялись. Я этого позволить себе не могу. Платить налоги будем в обязательном порядке. Во всяком случае, текущие платежи уже делаем. Поймите правильно, я не говорю, что мы вообще не будем заниматься переводом квартир на природный газ. Просто нельзя в одну кучу валить прокладку магистральных газопроводов и прокладку внутриквартальных сетей. Это совершенно несравнимые вещи по затратам. В августе мы должны, к примеру, перевести на природный газ 11 тысяч квартир -11-й микрорайон на Левобережье и Московку-2. Вот разводку к квартирам мы можем потянуть за счет собственных средств. Мы нашли понимание у мэра в том, что финансирование магистрального газопровода к Сибзаводу — это неподъемная задача для Омскгоргаза. Теперь функции заказчика взяли на себя муниципальные власти. Свою часть от Омскагрегата до Сибзавода мы уже практически закончили. Остался участок от Омскагрегата до Сибкриотехники, на котором работает СМУ-5 Омскнефтепроводстроя. Проблем нет, были бы деньги. На завершение строительства требуется 30 миллионов рублей.

— А где их взять?

— Я думаю, что город мог бы профинансировать. Это экономически выгодный инвестиционный проект. Ведь за счет разницы в стоимости одной гигакалории тепловой энергии, полученной при сжигании природного газа и мазута, при переводе котельных Омскагрегата и Сибзавода на природный газ экономия средств городского и областного бюджетов позволяет вернуть деньги, вложенные в этот проект, по нашим расчетам, в течение года.

— Насколько я знаю, Омскгоргазу должны весьма приличные суммы. Какие планы в отношении дебиторской задолженности?

— Дело в том, что никто серьезно этим вопросом не занимался. Все катилось по накатанной колее. Что-то делалось, не буду отрицать, но не все, на мой взгляд, удачно. У нас три основных дебитора. Больше всего должно население — порядка 45 миллионов рублей. Второй крупный дебитор — это компания «Омскэнерго», которая должна за транспортировку газа примерно 32 миллиона рублей, Третий дебитор — бюджеты, где задолженность около 22 миллионов. Все цифры — по состоянию на 1 июня. Надо отметить, что с областным бюджетом вопрос уже решен. Ежемесячно они будут перечислять на Сибнефть по 3 миллиона рублей в счет поставок сжиженного газа. Еще два миллиона будет проплачивать Омскэнерго. Это большое подспорье. Без этих пяти миллионов нам было бы очень трудно. Ну а с населением проблема понятная — нет правовой базы. Отключать неплательщиков нельзя. Обращение в суд не всегда дает нужный эффект. Порой с должника и взыскать-то нечего. На мой взгляд, перспектива в другом. Нужно как-то заинтересовать население, как это, к примеру, Омскэнерго делает. Ну и навести порядок в комплексно-эксплуатационных службах. Уже сегодня у нас наблюдается прирост по платежам населения 102 процента, а ведь раньше был постоянный недобор денег. Особо подчеркну, что неплатежи населения самым негативным образом сказываются на снабжении города сжиженным газом. Хотелось бы обратиться с просьбой: все же рассчитываться вовремя. Это в наших общих интересах.

— Прошлая осень запомнилась затянувшимся газовым кризисом. Разобрались ли вы с его причинами, и какие вообще прогнозы на эту осень?

— Причина была в использовании газа в холодное время года для отопления квартир. Особенно это сказалось в Советском округе, где не были подготовлены к работе тепловые сети. Но и это еще не все. К началу холодов емкости установок были заполнены сжиженным газом всего на 8%. Если бы они были заполнены процентов на 40, то, даже несмотря на недопоставку пропан-бутановой смеси Сибнефтью в октябре прошлого года, такого социального взрыва не произошло бы. В общем, нужно было установки газом заполнять, а не торговать им. Так что не нужно кивать на Сибнефть, а нужно сначала у себя навести порядок. Я уверен, что такой критической ситуации, как в прошлом году, мы не допустим ни в коем случае.

— Работа, конечно, поглощает без остатка, но, когда остается время, как предпочитаете проводить досуг?

— У меня свободное время действительно бывает крайне редко. Работа на первом месте. Конечно, стараюсь уделить внимание семье. Спорт люблю. В футбол люблю поиграть. Вообще предпочитаю командные виды спорта — волейбол, баскетбол. Правда, еще на лыжах горных катаюсь, причем неплохо, на мой взгляд. Раньше часто ездил для этого в Кемеровскую область, в район Междуреченска. Сейчас, конечно, будет сложнее время oнайти для этого. Люблю газету почитать, когда есть минутка-другая. «Коммерсантъ», «Ведомости», «Эксперт», «Деньги» — это все из обязательного набора. В общем, все как у людей.