СБЕРЕЧЬ АТМОСФЕРУ ОБЩЕГО ДОМА

Слово на трибуне берет председатель общества коренных омичей Владимир СЕЛЮК

Сегодня внимание общественности хочется обратить на самые болевые точки в жизни города. Старожилы Омска помнят, как в 50—60-е годы прошлого века наш город активно благоустраивался. Ежегодно при участии жителей высаживались тысячи деревьев, сотни тысяч цветов. Пыльные пустыри превращались в цветущие сады и скверы. Много средств выделялось на установку ограждений этих мест.

Причем устанавливались специально заказанные декоративные решетки, изготовленные из чугуна и другого металла, каменно-чугунные фонарные столбы. Стоило это недешево, но было красиво и долговечно, создавало столичный вид городу, радовало глаз. Казалось, всё возводится на века. Но начиная с 90-х годов стало исчезать то, что было создано нашими отцами. Причем исчезать на глазах тех, кто должен поддерживать городское имущество в полном порядке, при прямом попустительстве чиновников.

Кто из них задал вопрос: куда делась дореволюционная решетка вокруг памятника архитектуры, в котором сейчас размещается ночной клуб «Атлантида»? Где ограда с западной стороны сквера им. 30-летия комсомола? Куда исчезли чугунные решетки на улице Масленникова около СКК им. Блинова или такие же декоративные ограждения на Красном пути? Да и со многих других улиц. Это же стоит немалых денег! Но ни для кого не секрет, что такие изделия принимают за смешные деньги в многочисленных приемных пунктах, деятельность которых никто не контролирует. Дошло до того, что стали массово воровать чугунные оградки с городских кладбищ! На Старо-Восточном кладбище их утащили недавно в таком количестве, что вывезти такой груз можно было только на автомашинах. Систематически исчезают решетки на ливневой канализации и люки канализационных колодцев.

А куда девались каменно-чугунные парные фонари у Законодательного собрания Омской области, КДЦ «Маяковский», у входа в бывший парк пионеров? Были демонтированы чугунные столбы на проспекте Маркса. Вместо них установили уродливые трубы-опоры фонарей плюс опоры под растяжки. И стал не проспект, а столбовая дорога. Не говоря о том, что в ветреные дни растяжки так «парусят» и раскачивают трубы-опоры, что того и гляди случится несчастье.

И кто же додумался в самом «сердце» Омска, на месте первой Омской крепости, напротив городской думы у Комсомольского моста водрузить огромную трубу-опору под рекламы? Это всё люди убогого мышления. Что рекламу ресторану выше всех в историческом месте установить, что решетки и фонари штучной работы уничтожить. Ведь не появились убранные украшения в другой части города. И снова вопрос: куда переместились отличные бордюры из красного гранита, которые сняли при реконструкции Красного пути? Ответа на него тоже нет.

Поразительно, с какой настойчивостью идут атаки на центр города. Одни и те же лица, при попустительстве чиновников, сносят памятники истории, внедряются в историческую зону, строят там элитное жилье и офисы. Ни в какие ворота не лезут огромные торгово-развлекательные комплексы в центральной части города. А практика строить здания прямо на улицах в центре города? Всему этому необходимо противостоять общественным организациям.

Омск — исторический город. Площадь его огромна — 560 кв. километров. Так что площадей для строительства хватает. Ветхое жилье в районе Линий, Северных и Ремесленных улиц дает простор фантазии архитекторов при условии его сноса. А где и что строить должен решать градостроительный совет с подключением на определенной стадии общественности.

У общества коренных омичей есть предложение создать музейный комплекс «Старый Омск», объединяющий вокруг музея городского быта территорию от генерал-губернаторского дворца до улицы Маяковского (где размещается около 40 памятников каменной и деревянной архитектуры). Здесь сохранились планировка и размеры улиц и кварталов начала XIX века, целые архитектурные ансамбли. Это действительно уникальный уголок прошлого в нашем современном Омске.

Одним словом, необходимо уже сегодня обустраивать и сберегать наш общий дом — город Омск, проявляя свою гражданскую активность и сознательность.