БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЛАСТИ ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЛАСТИ ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ

Губернатор завернул ее концепцию, представленную Минэкономики

На очередном заседании Правительство Омской области обсудило концепцию экономической безопасности региона.

Как справедливо заметила первый заместитель министра экономики области Татьяна Спиридонова, вопросы безопасности региона не могут быть решены без экономического обеспечения. Далее, Татьяна Спиридонова сообщила кабинету министров столь же общеизвестные факты о том, что «современная экономика России в целом и Омской области в частности характеризуется динамичным ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций, торгового оборота, увеличением налоговых поступлений в бюджет, ростом благосостояния населения и высокой степенью социального согласия в обществе». В нашем регионе за последние восемь лет ежегодный прирост объемов производства составлял более 10 процентов, уровень инвестиций по сравнению с 2000 годом возрос в 4,7 раза, а численность населения с доходом ниже прожиточного минимума сократилась с 24 процентов в 2002 году до 15 процентов в 2007 году.

В таких благоприятных условиях, по мнению замминистра, акцент следует делать не на защиту от возникавших в прошлом угроз, а на дальнейшее развитие экономики в рамках, предусмотренных Стратегией развития Омской области до 2020 года. «Мы создаем социально ориентированную, самодостаточную и управляемую экономику», — гордо заявила Татьяна Спиридонова. Однако, в какой степени этому будет способствовать предложенная концепция, осталось непонятно. Этот документ предполагает бесконечные согласования с органами власти и ведомствами различных уровней, выявление потенциальных рисков и разработку перечня показателей их предельных значений. На последнем этапе реализации положений концепции предлагается организация мониторинга этих показателей, которые будут отражать объемы валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал, индекс промышленного производства и многое другое, характеризующее состояние экономики.

Надо сказать, звучит это несколько странно, так как Минэкономики и без всяких концепций регулярно отслеживало все эти показатели. Зачем понадобилось сочинять бумагу, формально фиксирующую то, что делается годами? А вот зачем: «В случае критического снижения того или иного показателя в результате непрогнозируемых событий должны включаться специальные меры». Но если событие «непрогнозируемое», как заранее определить, что и когда «включать»? В общем, в недрах Минэкономики родилось что-то, понятное только его собственным сотрудникам, а что с этим делать, непонятно, похоже, и им. Утешает одно. Как заявила Татьяна Спиридонова, «реализация концепции не требует затрат из областного бюджета».

Впрочем, и этот момент до конца не ясен. Глава региона Леонид Полежаев вообще скептически отнесся к концепции. Но особо его насторожила финансовая сторона вопроса. «Как это не требует затрат? Чтобы в полной мере реализовать показатели этой концепции, бюджет области надо увеличить раз в десять. Вы своим словам отчет отдаете?» — задал тон дискуссии губернатор.

— Вот вы пишете, что на безопасность области будет влиять высокая зависимость экономики от сырьевых ресурсов, — продолжил Леонид Полежаев. — А где мы возьмем эти ресурсы, где возьмем щебень, энергию, металл и многое другое? У вас 29 согласований, а с кем согласовывать вопросы, относящиеся к монополистам в базовых секторах экономики, к физическому и моральному износу основных производственных фондов?

— В концепции даны общие подходы и направления, — попыталась спорить Татьяна Спиридонова.

— Мы, когда принимаем и подписываем какой-то документ, берем на себя ответственность за исполнение каждого его пункта. Как вы это будете исполнять? — продолжил свою линию губернатор.

— Определим показатели по всем видам угроз и будем их отслеживать.

— Да у нас другая задача, — возразил Леонид Полежаев. — Мы исполнительная власть, а не надзорный орган, пишущий справки. Их и так больше, чем надо. От нас требуются эффективные управленческие решения, связанные с укреплением экономической безопасности области. Мы должны точно знать, какими реальными рычагами здесь располагаем, и с кем следует координировать эту работу в тех сферах, на которые не распространяются наши полномочия. Зачем нам отслеживать оборотные средства «Полета» или сокращение его заказов на высокотехнологичную продукцию? Это не наша функция.

— Понятия «экономическая безопасность региона» не существует, — вступил в разговор министр государственно-правового развития области Александр Бутаков, — есть экономическая безопасность страны. И вообще это форма абстрактная, отсюда и формальный характер концепции. Получается какое-то соревнование по принятию встречных планов. Нужно не моделировать что-то идеально и оптимально, а изучать, каким образом мы будем обеспечивать конкурентоспособность наших товаров на рынках сбыта. Или взять ситуацию по зерну. Надо иметь инструмент, минимизирующий потери от подобных ситуаций. Надо, чтобы концепция действительно работала на развитие области, а не осталась просто бумагой.

— Для нас важнейший документ — Стратегия развития области до 2020 года. Это выверенный отработанный документ, там все учтено. В его ключе и надо писать подобные концепции, — поддержал критику председатель Законодательного Собрания Владимир Варнавский.

— Я хочу, чтобы содержание документа наполнилось реальным смыслом, в такой редакции принимать его не согласен, здесь надо еще вдумчиво поработать, — подвел итоги дискуссии Леонид Полежаев, отправив этим несостоявшуюся концепцию экономической безопасности области обратно ее авторам.