ВЕРХОВНЫЙ СУД ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ ТЕХНИЧЕСКИМ УГЛЕРОДОМ

Судебные решения в отношении ОАО «Техуглерод» стали, похоже, стремительно разворачиваться в другую сторону

В омской прессе, в том числе и на страницах «ОВ», не раз рассказывалось о ситуации вокруг завода технического углерода, когда группа инвалидов, объединенных в общественную организацию «Добро», начала требовать с предприятия сотни миллионов рублей; поставив его тем самым на грань банкротства. Ситуация, близкая к абсурду: 13 инвалидов по зрению, получив шесть лет назад в процессе слияния с ОАО «Техуглерод» четырех учрежденных «Добром» предприятий 84 акции завода, требуют 430 миллионов рублей (первоначально сумма составляла 817 миллионов). Причем за эти акции с «Добром» уже рассчитались, передав в июне 2002 года его председателю Сергею Орлову векселя Сбербанка на 7,8 миллиона рублей, о чем свидетельствуют соответствующие документы.

Вполне кругленькая сумма получилась — по 600 тысяч на брата. Возможно, конечно, до инвалидов дошли не все эти деньги и разделились они не поровну, но это уже их внутреннее дело, завода никоим образом не касающееся. Интересно, много ли в России незрячих, на которых вдруг сваливается сумма, равная их пенсии лет эдак за двадцать. Однако нашему «Добру» или тем, кто за ним стоит, этого показалось мало. И посыпались иски с цифрами, уже запредельными. Согласно вынесенному в декабре 2006 года решению Первомайского суда ОАО «Техуглерод» задолжало учрежденным «Добром» предприятиям — ООО «Промтехсбыт», «Промтехсбытсервис», ЗАО «Интоникс» и «Кавекс» — 430 миллионов рублей, или по 33 миллиона на каждого инвалида. Такого массового появления миллионеров в долларовом эквиваленте в нашем регионе, наверное, еще не видывали. Любопытно узнать, представляет ли хоть один из них, что ему делать с миллионом долларов, как может потратить их человек слабо видящий или вовсе слепой от рождения.

Но речь, конечно, не об этом. А о том, каким образом 84 акции общей номинальной стоимостью 34 тысячи 104 рубля, не оборачиваясь на бирже, то есть, не имея рыночной котировки, стали стоить 5 миллионов 119 тысяч рублей каждая (на сегодня это почти в тысячу раз дороже, чем акции «Норильского никеля», в 17 тысяч раз дороже акций «Газпрома»). Ответ: по решению Первомайского суда города Омска. Откуда же взялась такая сумма? Она отражает стоимость активов на декабрь 2001 года, в одностороннем порядке включенных предприятиями «Добра» в акты приема-передачи имущества. Но эти акты не были подписаны «Техуглеродом», то есть передачи имущества де-юре не произошло. В последствии Московское бюро независимой судебной экспертизы даст заключение, что на основании представленных документов какую-либо оценку здесь произвести вообще невозможно, но для омской Фемиды это уже не будет иметь значения.

Однако меняются времена и люди. Покинул свой пост председатель Областного суда Василий Пронников, ушла в отставку судья Светлана Андрушкив, вынесшая решение о выплате инвалидам 817 миллионов. И — чудеса! — тот же самый суд выносит решения, прямо противоположные предыдущим. 2 ноября прошлого года судья Первомайского суда Солодкевич признает недействительными договор купли-продажи акций ОАО «Техуглерод»
и доверенности, на основании которых этот договор подписывал представитель «Добра» Виктор Устюжанин. 26 декабря коллегия по гражданским делам Омского областного суда отменяет это решение и направляет его для рассмотрения назад в Первомайский суд. 20 марта тот же судья Солодкевич прекращает производство по иску инвалидов о признании сделок недействительными. По его изменившемуся мнению, этот вопрос стал находиться в компетенции Арбитражного суда, туда и следует подавать иск. Пока же договор купли-продажи юридически продолжает считаться заключенным.

Деньги, на которые претендует «Добро», разделены на несколько его предприятий. Больше всего «Техуглерод» якобы должен выплатить ООО «Промтехсбыт» — 246,5 миллиона рублей. Но тут кредиторы повели себя как-то странно — добровольно отказались почти от ста миллионов, уступив право требовать всю сумму 34-летнему жителю Германии Сергею Данилову. Тот взамен обязался не более чем через полтора года отдать «Добру» 148 миллионов. Откуда такой альтруизм у инвалидов, нам неизвестно, как и то, знакомы ли они вообще с господином Даниловым, но определенные действия по взысканию долга он через своих представителей предпринимает. Однако в последнее время они также не находят отклика в судебных инстанциях. В январе Куйбышевский суд отказал Данилову в одном из исков, он подал, было кассационную жалобу, но затем отозвал ее, отказавшись от иска сам.

Зачем понадобилось изыскивать в забугорной Германии проживающего там россиянина и через него проворачивать непростую юридическую операцию, остается только гадать. Не менее загадочно и то, кто же на самом деле терзает заводчан немыслимыми притязаниями и весьма грамотно ведет рейдерскую осаду «Техуглерода». Трудно поверить, что слепые инвалиды выстраивают цепочки хитроумных исков, находят в законодательстве малейшие поводы, чтобы втянуть оппонента в изматывающий судебный процесс, умело манипулируют фактами, прокладывая абсурдными, казалось бы, претензиями дорогу к чужим миллионам. Утверждать здесь ничего нельзя, но практически все судебные процессы «Добра» обслуживают юристы фирмы «Ты прав», которая размещается в офисе компании «ТрансМил», а на переговоры по поводу снижения размера требований приходит глава «ТрансМила» Валентин Мингалев. Как поется в песне, «думайте сами, решайте сами».

Сейчас справедливость, похоже, начинает торжествовать. Иски «Техуглерода», переносятся в Арбитражный суд, о чем изначально и ходатайствовали заводчане. Верховный суд России истребовал из Первомайского суда дело о взыскании с ОАО «Техуглерод» тех самых 430 миллионов. Группа депутатов Госдумы внесла в парламент проект поправок в Уголовный кодекс, которые формулируют понятие «рейдерство» и предполагают весьма суровые наказания за связанные с ним преступления. Так что, кто его знает, каким боком обойдется попытка заполучить миллионы «Техуглерода» для ее организаторов и вдохновителей.