ПОЛОТНО НА МОНИТОРЕ

ПОЛОТНО НА МОНИТОРЕ

В свои 16 лет график Данила Ковалев уже успел собрать внушительную коллекцию наград

Еще совсем недавно показателем ранней интеллектуальной зрелости считалось умение читать. Чем раньше, тем лучше. Из вундеркиндов прошлого, например, ставший выдающимся физиком Ландау уже в три года читал книжки и знал арифметический счет. Однако, думается, совсем скоро признаком раннего интеллектуального развития будет считаться другое — умение работать на компьютере.

Омич Данила Ковалев компьютер освоил в шесть лет. Все, что ему объяснили взрослые, — это как правильно щелкать мышью. Остальную науку управления «компом» он постигал самостоятельно. Сейчас, в свои шестнадцать, считает себя профи. А профессионал, в отличие от ремесленника, никогда не останавливается на достигнутом, он всегда совершенствуется. И Данила продолжает углублять свои компьютерные знания. Работать, как и в детстве, предпочитает самостоятельно, в одиночку. Ему легче, следуя указаниям из руководства, освоить новую программу, нежели получить ее в качестве готового подарка от того, кто в ней уже разобрался. И по времени дольше, и удовольствия меньше.

Компьютер для Данилы — это его все. Единственный авторитет из великих, чей портрет он согласился бы повесить у себя в комнате, — Билл Гейтс. Молодой человек собирается посвятить себя тому же искусству — созданию программ для компьютеров. Это один из двух путей, который может выбирать Данила. Второй путь — пойти в художники. Сегодня он является довольно известным, с учетом его возраста, компьютерным графиком.

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

В подростке необъяснимым образом сочетается высокий художественный вкус и холодный прагматизм поклонников «железа». Картины он создает удивительные по воздействию на человеческие нервы. Это отмечают не только зрители из числа знакомых, но и специалисты. Чуть ли не каждый месяц Данила получает диплом, почетную грамоту или премию с очередного российского или международного конкурса компьютерной графики. Его ласточка, разрывающая цепи, заняла второе место на конкурсе плакатов ЮНЕСКО, посвященного борьбе с рабством. Есть заказы от коллекционеров. Их немного, но ведь и художник совсем еще молод.

Молодой человек творит методом, который как нельзя лучше сочетается с его душевным устройством. На основе логики. Что совершенно непонятно автору этого материала. Картина, рассказ, книга, как мне кажется, должны быть подобны огню изнутри, самосожжением. Иначе как выплеснуть всю яркость эмоционального напряжения? Невозможно на тлеющих углях вскипятить котел с водой. Подогреть можно, вскипятить нельзя. Для этого надо пламя.

А молодой художник творит, не сжигая себя. Мы с ним общались достаточно откровенно. Я пожаловался, что при реализации сюжета любой статьи теряю от половины до двух третей красок и эмоций, которые вижу и чувствую при обдумывании. Строение получается слишком простым и строгим — с прямыми углами.

— А у меня проект и его реализация почти всегда совпадают, — с легким удивлением от того, что не у всех так получается, заметил юный талант.

Не исключено, что его секрет в долгой подготовке. Данила на обдумывание сюжета порой тратит до двух-трех недель. И только после того, как композиция создана в уме, он приступает к ее построению на компьютере. Правда, у него не всегда есть столько времени на подготовку. Ему, участнику множества выставок и конкурсов, часто приходится за несколько дней создавать полотно именно по той теме, которая объявлена главной в аннотации к мероприятию. И здесь меня, взрослого человека, опять поражает прагматизм юноши. Выставочные полотна должны подчиняться определенной геометрии: поля, центр и так далее.

— Но ведь стандарты мешают творческому самовыражению, — осторожно пытаю его я. — Как выходишь из положения?

— Выставки дают большой опыт. В них необходимо участвовать. Поэтому я всегда выполняю требования, предъявляемые к работам.

Юный график создает картины, используя запас готовых элементов. Их тысячи в хранилищах Интернета. Может преобразить фотографию, придав ей образ с совершенно иным сюжетом, чем «видел» объектив фотоаппарата. Естественно, что компьютерная графика отличается от классической живописи. Другой жанр, свои законы. Старшему поколению, и не обязательно художников, привыкшему к тому, что картины создаются по строгим канонам, трудно привыкнуть к демократичности работы в компьютерной графике. Хотя возможности современной техники уже позволяют писать почти такие же картины, как кистью, но до полной идентичности путь остается неблизким.

Изобразительное искусство сейчас находится примерно на том же переломном
этапе, на каком оно находилось при появлении цветной фотографии. Когда-то любители фотоэтюдов были убеждены, что еще немного, и живопись маслом умрет без возможности воскрешения. Кстати, точно так же предрекали смерть театру, когда появилось кино. По большому же счету ничего особенного не происходит. Появляется еще один жанр, еще один способ самовыражения — и все. Что вполне соответствует глобальным тенденциям. Растет население планеты, растет интеллектуальный и художественный уровень этого растущего населения, более разнообразными становятся пристрастия и вкусы. Одновременно у людей открываются совершенно иные таланты, стороны в развитии личности, о которых 20-30 лет назад никто не подозревал. Потому что человечество изменяется и на биологическом уровне. И что бы мы о нем не думали и не говорили, в конечном счете, оно становится лучше, терпимее. Это подтверждает и пример Данилы.