Как и повсеместно по стране, президентские выборы в Омской области завершились ожидаемым результатом — Дмитрий Медведев уверенно победил, набрав чуть более 63% голосов. Отрыв от остальных кандидатов слишком велик, чтобы усомниться в общих итогах, и потому пищей для анализа могут быть лишь некоторые детали, впрочем, небезынтересные.
Если оценивать прошедшую кампанию в спортивных терминах (а региональные чиновники явно соревновались между собой за лучшие показатели), Омская область пришла к финишу, мягко скажем, далеко не первой. Да и отставание от среднероссийского уровня оказалось изрядным.
Но интерес все же представляет другой нюанс. Титаническими усилиями властям удалось добиться рекордной явки избирателей. Причем небывалую активность проявили горожане, едва ли не половина которых выборы обычно игнорирует. А тут вдруг чуть ли не 80% пришли! За счет чего удалось добиться такой активности — разговор отдельный, но ведь до сих пор считалось, что политически пассивные омичи — резервный электорат партии власти, что чем выше будет явка, тем больше она получит голосов. Тезис оказался сомнительным. Усомниться теперь можно и в политической пассивности горожан, которые ранее не приходили на выборы. Похоже, не приходили они по каким-то иным причинам, а собственное мнение у них есть, причем не совсем совпадающее с «правильным».
В результате цифры партия власти получила примерно такие же, как и на недавних парламентских выборах. Да, Медведев убедительно победил, но за него все равно проголосовало около половины включенных в списки омских избирателей. Другими словами, демонстрации всенародной единодушной поддержки опять не наблюдалось.
Конечно, народ показал себя не с самой лучшей стороны. Вроде бы и клюнул на организованную под видом благотворительной акции лотерею, повалил на участки, но при этом, как выяснилось, держал «фигу в кармане»: взял да и отдал «лишние» голоса Зюганову с Жириновским (21,86% и 12,11% соответственно). А почти 20 тысяч человек так и вовсе проголосовали за Богданова. Кто он нам?
Выходит, омский бизнес продемонстрировал социальную ответственность ради собственного удовлетворения, а 35 млн. рублей, собранных на розыгрыш призов, были потрачены без всякой пользы. Впрочем, бизнес не назывался бы бизнесом, если бы не мог извлечь пользу даже из благотворительности. По сути, городские избирательные участки стали местом проведения полноценной рекламной кампании ряда известных омских фирм. Акция оказалась не только малоэффективной с точки зрения конечного политического результата, но и чрезвычайно сомнительной с точки зрения закона. Кстати, негативно отозвался о ней на пресс-конференции и председатель облизбиркома Александр Кушнарев: дескать, негоже заманивать людей на выборы подобными средствами.
А народ, с кем ни поговоришь, и вовсе плюется: обдурили…