СГОВОРА НЕ БЫЛО

Как выяснилось, крупные производители молока почти не имеют прибыли от производства «дешевого» напитка

В ноябре 2007 года «Труд-7» рассказывал о том, что Омское управление Федеральной антимонопольной службы (Омское управление ФАС) заподозрило в сговоре при повышении цен пять крупных компаний — производителей молочной продукции. Напомним, цены на молоко подскочили тогда в нашем городе на 10-20%.

Под подозрение ФАС попали ОАО «Вимм-Билль-Данн», выпускающее в нашей области молоко под маркой «Манрос», ОАО «Любинский молочно-консервный комбинат», ОАО «Вита», ГУП «ВНИМИ-Сибирь», РАСХН и ОАО «Калачинский молочный комбинат».

В отношении всех были возбуждены административные дела по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Неоднократно руководители и юристы компаний являлись в Омское управление ФАС для дачи объяснений. Кроме того, сотрудники антимонопольной службы затребовали данные по повышению цен на сырье (сырое молоко) в хозяйствах области и службе статистики.

И вот результат этого разбирательства: дела в отношении всех компаний прекращены.

Замруководителя Омского управления ФАС Вадим Кабаненке сообщил корреспонденту «Труда-7»:

— Когда стали разбираться, выяснилось, что основными факторами повышения цен на молочную продукцию стали, во-первых, рост цен на сырье (то есть сырое молоко хозяйств Омской области) и, во-вторых, дефицит этого местного сырья. Сравнили мы и уровень повышения цен в нашем, и других регионах. Так вот, в Омском области он оказался не выше, чем везде. И все же прекращение дел не означает того, что мы перестали отслеживать ситуацию с ценами на молоко и другие продукты. При подозрении на ценовой сговор производителей разбираться будем снова.

Впрочем, таких подозрений, по словам Кабаненко, пока нет. Цены на молочную продукцию в Омске продолжают расти, и теперь уже не только из-за стоимости сырья: добавились подорожание электроэнергии и других коммунальных услуг, бензина, а также рост зарплат работников молокоперерабатывающих предприятий.

Вот и получается, что омским покупателям незачем понапрасну злиться и обвинять «молочников». Из слов Кабаненко следует, что последним можно даже посочувствовать: согласно проверенной документации, рентабельность предприятий по производству «детского» молока в пакетах очень низкая, иногда они попросту в минусе. И прибыль получают в основном за счет реализации более высокотехнологичной продукции вроде бифилюксов и йогуртов.

Между тем областное правительство пытается спасти ситуацию за счет увеличения количества пунктов приема молока у населения (к имеющимся 33-м откроются еще 8) и увеличения бюджетных субсидий производителям сырья: с 26 копеек до 1 рубля за литр молока.