Её юбилей вызвал сенсацию в медицинских кругах, потому что Татьяна Григорьевна по профессии врач. А врачи, как признают представители многих медицинских структур, долго не живут. В Омске это первый уникальный случай, когда эскулап дожил до столетнего возраста.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПОМОГ ВЫЖИТЬ
— Была я легкомысленной шестнадцатилетней девчонкой, — рассказывает о себе Татьяна Григорьевна. — В нашем доме в Новосибирске жил офицер Красном Армии. К нему в гости из Омска приехал друг — высокий, статный, с красивым интеллигентным лицом молодой юрист. Правда, старше меня он был в два раза. Мы полюбили друг друга. И я, не окончив десятый класс, вышла за него замуж.
Уже в Омске поступила в школу рабочей молодёжи при медицинском институте, отлично окончила её и стала студенткой. Потом, теперь уже в далёком 1938 году, получила красный диплом врача-терапевта.
Татьяну Григорьевну, учитывая её блестящие знания, готовность заниматься наукой, оставили на кафедре мединститута, где она преподавала некоторое время.
В годы репрессий сталинские палачи из НКВД объявили её отца врагом народа и расстреляли. Затем вездесущие ищейки добрались и до его дочери. Но профессионализм помог ей в прямом смысле слова выжить. Ректору мединститута не раз указывали на то, что дочь врага народа — опасный элемент — не должна читать лекции студентам медвуза, что её место на улице, если не в лагере. Но ректор, профессор Раймонд Ахрем Ахремович, защитил своего молодого педагога и оставил Коценко на службе. И всё же судьба распорядилась так, что основным занятием Татьяны Григорьевны стала не наука, а практика. Диагноз, определённый ею, как правило, не обсуждался.
СЕГОДНЯ МЕДИКИ ЧЕРСТВЕЕ
— Благодаря чему можно на долгие годы сохранить физическую бодрость и здравомыслие? Поинтересовались мы у бабушки Татьяны, как у доктора.
— Благодаря любимому делу, — ответила столетняя женщина.- Работа помогает быть в тонусе, дисциплинирует. Преданность тому, чему служишь, не позволяет расслабляться, отвлекаться на лишнее и ненужное. И чувство коллективизма действует на человека положительно, помогает сохранять хорошее самочувствие. Мы лечили людей и не разбирались, кто, кем и где работает. Наверное, людская благодарность в ответ на наши труды и несла нам хороший заряд здоровья и положительных эмоций. Мне кажется, что сейчас медики стали черствее, относятся к больным жёстче. За всю мою трудовую жизнь передо мной прошли сотни тысяч больных. Я работала в первой городской поликлинике и в больнице городка Водников, откуда и ушла на заслуженный отдых.
Активисты комитета территориального общественного самоуправления «Амурский-2» Центрального округа и соседи по дому Татьяны Григорьевны выпустили в честь именинницы большую стенную газету-поздравление с портретом доктора Коценко в молодости. Кстати, со снимка шестидесятилетней давности смотрела потрясающая красавица.
Наша мама и бабушка была очень красивой женщиной, — рассказывали о героине дня её единственная дочь, тоже Татьяна, и внук Сергей Баженовы. — С молодости и до пенсионного возраста больше времени она проводила на работе, чем дома. В годы Великой Отечественной войны то дежурила в госпитале по ночам у постелей раненых, то, как прикомандированная к райвоенкомату отправляла бойцов на фронт. Беспокойно жила и в мирные годы.
Кресло, в котором сидела Татьяна Григорьевна, утопало в букетах благоухающих цветов. А к виновнице торжества подходили всё новые люди, желающие её поздравить.
— Как хорошо! Как я рада, что вы меня не забыли, — растроганно говорила она, принимая в руки очередные розы и хризантемы. В руки, которые не раз помогали вернуть и спасти чью-то жизнь. И снова, как в воскресшей в воспоминаниях молодости, она ощущала счастье.