ВЗЛОМАТЬ МАТРИЦУ

ВЗЛОМАТЬ МАТРИЦУ

В минувшее воскресенье у серого здания на Ленинградской площади почти два десятка юношей и девушек в течение пяти минут изучали ведущие периодические издания города. Цепочка возникла буквально за минуту, и уже через пять минут она превратилась в воспоминание

«Что это было?» — спросил у меня парень, который видел, как я фотографировала происходящее. «Обычный флэшмоб», — ответила я, оставив его в еще большем недоумении.

Флэшмоб в переводе означает «мгновенная толпа». В определенном месте появляется неограниченное количество людей, которые знают об акции и действуют по определенному сценарию. Как правило, люди не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели. Вся акция направлена на то, чтобы и участники, и люди, которые в этот момент просто оказались рядом, удивились и получили удовольствие. Акции не должны носить ярко выраженного политического, социального или рекламного оттенка. Таким образом, моберы заявляют об исключительно развлекательных целях своего движения. Они просто пытаются уйти от повседневности и «взломать матрицу». Правила флэшмоба не являются чем-то запротоколированным, но общая схема действия обычно размещается на сайте, где даётся исходная информация о предстоящем действе, либо передается через sms или из уст в уста. Вот примерные правила, взятые с одного из сайтов, сообщающих о предстоящей акции:

Не говори о флэшмобе ни до него, ни во время, ни после. Просто запомни: флэшмоба нет, и ты о нем ничего не знаешь. Если тебя спросят об этом в лоб: «Это флэшмоб?» — сделай удивленное лицо: «Вы о чем?» и т. д.

Следуй всегда инструкциям и сценарию, которые в окончательном варианте станут тебе известны накануне, так что у тебя будет достаточно времени, чтобы их изучить и запомнить.
Не смейся во время моба, а еще лучше не улыбайся. Случайные прохожие, ставшие свидетелем акции, сразу поймут, что это подвох, шутка, и не будут удивляться, потеряв интерес ко всему происходящему.

До начала акции и после ее окончания ни одного участника не должно быть на месте проведения. Эффекта «мгновенной толпы» надо достигать всегда.

Ты должен быть вменяемым, трезвым и иметь при себе удостоверение личности. Запомни: никаких противоправных действий ты не совершаешь. Милиционер — твой друг, которому ты с радостью предъявишь паспорт, если он тебя об этом попросит, и, соблюдая легенду, все ему расскажешь: «Все читали, и я читал…»

КСТАТИ

Начало этому движению 17 июня 2003 года положили жители Нью-Йорка. Первая акция прошла в одном из самых известных универмагов Манхэттена – Macy»s. Тогда около 150 человек ввалились в мебельный магазин и потребовали у продавцов «коврик любви» стоимостью $10000 для своей «загородной коммуны». Позже в Берлине моберы пили шампанское «за Наташу» около американского посольства. В Денвере кричали «Пинг-понг!» в огромном торговом центре. В Токио по улице шествовала добрая сотня агентов Смитов из «Матрицы». А в России рождение флэшмоба произошло в августе 2003 года. Одна из первых акций называлась «Где моя черепашка?». В течение пяти минут моберы искали якобы потерянное пресмыкающееся, в середине дня светя фонариками себе под ноги. В Омске одна из первых акций флэшмоба прошла в торговом центре. В течение двух минут участники завязывали шнурки на кроссовках и ботинках. После этой акции были и другие. Одна из самых ярких, на мой взгляд, — когда искали мины недалеко от «Любочки». Участники разделились на сапёров и жертв. Жертвы проявляли максимальную осторожность, передвигаясь по асфальту. Сапёры пользовались всем, что могло бы напоминать миноискатель.