ПОЭТ УБИТ НА ПОЛКОВОЙ

ПОЭТ УБИТ НА ПОЛКОВОЙ

В Омском государственном техническом университете (Политехе) 26 марта пройдет Первая межрегиональная конференция, посвященная личности, жизни и творчеству сибирского поэта Аркадия Кутилова

Какое прекрасное совпадение: если в Москве поэзии помогает Политехнический музей, то в «третьей столице России» на поэтическую орбиту выходит технический университет — бывший политехнический институт.

И БОМЖ ПОЛУЧИЛ СВОЙ ДОМ

Имя нашего земляка в последнее время привлекает внимание многих россиян, да и не только их. Вновь пошли разговоры о его таинственной гибели, случившейся в 1985 году в колодце омской теплоцентрали. Многие годы имя Кутилова было под неофициальным запретом, а стихи тайно передавались из рук в руки. Разумеется, дошло бы и до нашего знаменитого российского «самиздата», если бы не Евгений Евтушенко. Евгений Александрович, сам прошедший через горнило запретов и разносов, получив из рук своих друзей — омских художников полтора десятка стихов Кутилова, опубликовал их в уникальной антологии русской поэзии «Строфы века». Так в 1996 году бомж, выпивоха и завсегдатай психиатрических больниц Аркадий Кутилов встал в один ряд с лучшими поэтами России XX века. А в 2006 году — через 10 лет после публикации «Строф века» — случилось поистине фантастическое событие: в селе Бражникове Колосовского района, где поэт провел молодые годы, был открыт литературный музей его имени!

ЕСТЬ КРЫША ДЛЯ ДВУХ ПОЭТОВ

Открытие первого в Омской области, да и в Сибири, персонального поэтического музея не прошло незамеченным. Литературные обозреватели немедленно поставили рядом судьбы Кутилова и Есенина. Кроме явного таланта обоих, этих поэтов породнила еще одна прелюбопытнейшая и необъяснимая деталь. Оказывается, литературный мемориальный музей Сергея Есенина открыт только на родине поэта — в селе Константинове, на Рязанщине. Ну а Москва пока не спешит «прописать» поэта… И вот еще одно удивительное совпадение: оказывается, в Омске существует «Есениниана». Этот полновесный музей — дело многолетних забот Ивана Андреевича Синеокого, в 70-е годы директора Омского музея изобразительных искусств. Но, увы, Синеокий в 1979 году неожиданно ушел из жизни, и омская «Есениниана» уже почти 30 лет заперта в коробках (!) литературного музея имени Ф. М. Достоевского. Почему? Нашлись люди, безапелляционно объяснившие сей вопиющий факт: мол, Есенин — «не наш профиль», в Омске не был и т. д. Но как тогда быть с Александром Сергеевичем Пушкиным, который доехал только до Оренбурга, и более того, он в некотором роде… африканец? Выход предложил Геннадий Великосельский, омский писатель, художник, биограф и друг Аркадия Кутилова:

— Разговоры о создании в Омске музея Кутилова идут уже несколько лет. Но все они ни к чему не привели, видимо, по одной, но важной причине: музей намеревались создать под крышей средней школы. Но как в школе может жить городской или областной музей? У меня решение проблемы простейшее. Есть на улице Лермонтова особняк, в котором когда-то жил «король писателей» Антон Сорокин. В начале XX века этот дом был центром омской литературной жизни, здесь побывал даже Давид Бурлюк — по пути в Америку через Сибирь. «Дом Сорокина» будто создан для того, чтобы в нем поселились музеи двух великих русских поэтов — Сергея Есенина и Аркадия Кутилова. «Есениниана» давно ждет своего места, кутиловский раздел лежит в моей квартире, и я готов предоставить его в любую минуту. Создание музея двух поэтов (не забывайте: на улице третьего — Михаила Лермонтова) в доме писателя Антона Сорокина, думаю, станет многозначным фактом для литературной жизни России. Я уверен, что этот уникальный музей будет развиваться, в нем вновь оживет литературная гостиная. А лучшего подарка к 300-летию Омска и не придумаешь!

ПОЧЕМУ ЗАСЕКРЕТИЛИ СМЕРТЬ КУТИЛОВА?

Говорят, что в славе Есенин не нуждается. Как знать! Вот появился же два с половиной года назад телесериал отца и сына Безруковых, где представлена иная версия гибели поэта: мол, это было вовсе даже не самоубийство, а самое настоящее убийство… Видимо, кому-то такой вариант представляется киношнее, эффектнее! А вот с Аркадием Кутиловым все еще запутаннее. Его труп, обнаруженный в колодце теплоцентрали, был направлен на судебно-медицинскую экспертизу. Но мало кто знает, что все документы по этому делу 22 года (!) были практически засекречены — и засекречены понадежнее ракетных чертежей! Известно о них стало только после многократной демонстрации на омских телеканалах фильма «Кто такой Кутилов?», созданного творческой группой 12-го канала. Так вот, даже авторы фильма не смогли ознакомиться с документами о смерти поэта. Почему? Я не знаю. Видимо, потому, что в департаменте загса… не обнаружено никаких сведений о Кутилове. Вот те раз! Прямо-таки мой друг Адий (по паспорту имя поэта — Адий) Шекспиру стал подобен, о котором уже несколько веков спорят: существовал ли на свете «старик Вильям»?! Объясню: в нашей стране (да и не только в нашей) действует правило: без сведений о смерти человек зависает в некоем пространстве, где ставится под сомнение само его существование до трагической ситуации. А самый сенсационный факт всей этой истории таков: тело убитого поэта бесследно исчезло… Видимо, поэтому и засекретили странное происшествие.

Давно известно, что ничего нельзя скрыть, особенно если история касается людей известных, знаменитых. А именно таким является наш земляк Аркадий Кутилов.

ГЕРОЙ ДЛЯ СЕРИИ «ЖЗЛ»?

Недавно в свет вышла книжка Нины Салохиной «Самое драгоценное сокровище — жизнь». Нина Николаевна 28 лет преподавала историю в местах не столь отдаленных, в частности в исправительно-трудовой колонии № 8. В этой самой ИТК-8 Кутилов около двух лет проработал… библиотекарем. Место работы вечером и ночью превращалось в его рабочий кабинет и спальню. Как стало ясно потом, этот период жизни Кутилова оказался самым плодотворным. Был он и богат на встречи. Так случилось, что где-то в начале 70-х в колонии отбывал срок Лев Убожко. Позднее он стал одним из лидеров Демократического союза и даже выдвигал свою кандидатуру на пост президента России. О чем беседовали между собой Кутилов и Убожко, эти два человека со столь экстравагантными характерами?! Об этом мы когда-нибудь узнаем, потому что в творческих кругах зреет план создания драмы о Кутилове для постановки на сцене. А его друг Геннадий Великосельский уже написал сборник рассказов о поэте со столь трагической судьбой. А начинается эта удивительная исповедь с шутливой, дерзкой расписки, данной поэтом администрации одной организации… в обмен на свободу. Познакомьтесь с ней, она перед вами:

РАСПИСКА

Дана настоящая в том, что я обещаю в суточный срок покинуть пределы Омской области и не появляться здесь никогда. В противном случае можете отстрелять меня, как одинокого волка, несмотря на то, что я уже занесен в Красную книгу охраны природы под девизом: «Homo incognito».

Аркадий Кутилов

Ну, как может быть «человеком неизвестным» тот, кто подарил нам сотни блестящих стихов, создал сотни оригинальных рисунков, написал сотни интереснейших писем, многие из которых еще предстоит обнаружить в архивах наших современников? Геннадий Великосельский, собиратель и хранитель кутиловских сокровищ, считает, что на творческом счету нашего земляка около 10000 (десять тысяч!) произведений различных жанров, разного уровня серьезности и сарказма. 10 тысяч шедевров! Кутилов всегда считал, что надо работать «как Пушкин». Я знал его 20 лет и до сих пор продолжаю разгадывать. И продолжаю дивиться небрежному отношению к гению со стороны властей предержащих. Полтора года назад одно высокое учреждение области нацелилось, было издать в столице солидный кутиловский сборник, заметьте, с предисловием Евгения Евтушенко. Но что-то опять не сложилось…