Практически все федеральные телеканалы показали впечатляющую картинку огромного котлована, вырытого «впритирку» с комплексом зданий дореволюционной постройки. И последствия такого строительного экстрима: тысячи тонн земли вместе с расположенными на ней старинными строениями буквально поползли вниз.
В итоге дестабилизированной, а затем и заблокированной оказалась работа детской школы искусств № 18, корпункта ИТАР-ТАСС в Омске и нескольких коммерческих фирм. Серьезно пострадал территориальный центр медицины катастроф. Здания стали разрушаться, начиная с 28 марта, прямо на глазах их обитателей. У центра медицины катастроф просто отошло от стены и повисло в воздухе крыльцо. Входная дверь, ведущая в офисы, где расположен тассовский корпункт, перекосилась до формы ромба, перестала закрываться. Целые провалы образовались на земле. Стены везде пошли здоровенными трещинами, «повело» окна, двери и перекрытия во всех домах, стоящих на краю пятнадцатиметрового котлована.
Чтобы стабилизировать ситуацию, устроившая этот чрезвычайный переполох фирма «НПО «Мостовик» бросила все силы на укрепление опасной стены котлована тринадцатью опорами из 540-миллиметровых труб. Работы шли круглосуточно, и процесс сползания почвы вроде бы удалось остановить. Главное управление государственного архитектурно-строительного надзора и вневедомственной экспертизы (ГАСН и ГЭ) выявило длинный перечень грубейших нарушений градостроительного кодекса со стороны генподрядчика НПО «Мостовик», его субподрядных организаций и заказчика — ООО «ГК Центр» и обратилось в арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о приостановке работ.
Решение об эвакуации всех учреждений, находящихся в разрушающихся трёх зданиях, приняла городская комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Но центр медицины катастроф — важный режимный объект, оснащённый многоканальной системой связи не может просто так покинуть место своей дислокации. На переезд в новое место (а его ещё и подыскать необходимо), по словам руководителя центра Александра Пензева, необходимо не меньше месяца. Поскольку главный вход в медицину катастроф заблокирован из-за отвалившегося крыльца, на 2-й этаж персонал попадает на работу через запасной «чёрный» ход.
Школу искусств № 18 пришлось «разбросать» по другим школам. Можно представить, сколько неудобств и тревог приходится переносить в связи с такой чехардой и педагогам, и ученикам, и родителям. Да и остальным пострадавшим, видимо, не так скоро удастся войти в нормальный режим работы. Не говоря уже о морально-психологических и финансовых издержках.
Впрочем, для нашего города ситуация не новая. Известно, что строительство велось без не прошедшего госэкспертизу проекта. Прямое следствие этого — последнее ЧП,«прославившее» фирму «Мостовик» на всю страну. Хотя не секрет, что тот же «Мостовик» ведет в Омске строительство еще двух объектов без разрешительных документов. Получается, градостроительный кодекс, архитектурно-строительные нормативы существуют не для всех. И пока в этой сфере торжествует принцип: закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.
ГАСН через суд требует остановки строительства торгово-офисного центра на 90 дней. Это максимальное наказание, предусмотренное в подобных случаях Кодексом об административных правонарушениях. Но есть люди, готовые биться об заклад, что строители обойдут эту юридическую закавыку. Самые смелые предполагают, что случившееся — только на руку строительным олигархам, мечтающим прибрать центр города в своё распоряжение. Снесут повреждённые здания, выкупят «пустующую» землю — и дело с концом!
Опасность произошедшего ещё и в том, что в Омске ряд крупных строительных фирм сегодня возглавляют депутаты областного Законодательного собрания. Практически каждый из них пользуется своим высоким положением и частенько идёт на нарушение закона.
Так что пока прокуратура Омска занимается расследованием причин случившегося на улице Гагарина, «котлованные» страсти вполне могут повториться и в другом месте. Не приведи, конечно, господи!