КНИГА — УЖЕ НЕ «ЛУЧШИЙ ПОДАРОК»
А разговор начал Александр Бекишев, предприниматель, поэт и поклонник творчества Кутилова:
— Судьба подарила Омску великого поэта. Но при советской власти его печатали мало, а потом запретили публиковать совсем. И он был знаменит только своими свиданиями с «психушкой» и отсидками в исправительно-трудовой колонии № 8. В больнице и колонии его творческая отдача поднималась почти до максимума. Ну не нравился им Адий (паспортное имя Кутилова), они считали его, чуть ли не «человеком из ада», бездельником, перекати-поле, обитателем чердаков, подвалов, не признающим ни Бога, ни черта. Но им и в голову не приходило, что перед ними редкостный талант, не просящий за свое творчество ничего, кроме столь естественной публикации своих произведений.
Друг и исследователь творчества Кутилова Геннадий Великосельский, собравший у себя дома массу кутиловских стихов и рисунков, высказал предположение, что творческое наследие Кутилова составляет около десяти тысяч (10000) стихов, поэм, рисунков, эпиграмм, писем-посланий друзьям, «ковров с лебедями»… и даже икон. Я от души завидую человеку, который возьмется за работу над книгой о Кутилове для серии ЖЗЛ.
Кутилова сейчас постоянно ставят рядом с Сергеем Есениным, но первый поэт России начала XX века не знал кутиловских проблем: Есенина печатали взахлеб, у него в друзьях было пол-Москвы, пол-России, с Айседорой Дункан он съездил в Америку, он мог выбирать из многого. Кутилову же в трудную минуту пришлось опуститься в колодец теплотрассы, где он и был убит…
— После трагической смерти Аркадия в мае 1985 года прошло немало времени, — продолжает свой монолог Александр Бекишев. — С 1990-го, когда вышла в свет кутиловская «Провинциальная пристань», любители поэзии получили в подарок еще несколько сборников поэта общим тиражом не более десяти тысяч экземпляров. Это — капля в море для некогда самой читающей страны в мире! Поэт в России — давно не герой не только огромных стадионов, но и скромных газетных полос. Законы шоу-бизнеса привели к тому, что даже поэт большого таланта и самой фантастической биографии все равно не может обойтись без пресловутой раскрутки. Ну что же, друзья устроили Кутилову несколько выставок. Земляки из Бражникова подарили ему единственный в Сибири персональный литературный музей. Ну и региональная конференция в политехе тоже сработает на популяризацию его творчества. Раньше говорили, что талант сам себе дорогу пробьет. Так вроде бы сложилось и с Кутиловым. Рассказывают, что в Омске Евгению Евтушенко дали несколько стихов Аркадия, что мэтр сразу отметил талантливость сибиряка и сходу напечатал их в своей знаменитой антологии «Строфы века», сделав Кутилова знаменитым.
БОЙ ЗА «ВЫХОД В ЛЮДИ»
На самом деле эта история складывалась по-другому. Омские поэты Александр Бекишев и Степан Князев (поэты, а не художники!) вручили мэтру пачку стихов Кутилова. Это произошло в мастерской омского художника Владимира Владимирова. А потом они большой компанией всю ночь ездили по другим мастерским, и Евгений Евтушенко где-то стихи оставил, а наутро и совсем забыл о них. И «живого классика» можно понять: он занимается сразу тысячей дел, за день ему приходится держать в руках десяток чужих рукописей.
— Но и нас надо было понять, — продолжал Бекишев. — Владимир Владимиров и Евгений Герасимов неоднократно звонили Евтушенко: не забывайте про нашего Кутилова! Так наш земляк попал в поэтическую историю, попал, потому что пять деловых и занятых мужиков постоянно бросали свои заботы и многократно напоминали составителю антологии о своем обещании…
И организация музея Кутилова в Бражникове тоже была нелегкой. Евгения Николаевна Зверькова, преподаватель истории и краевед, обошла все село, да не раз, и в каждой семье объясняла, что она «ищет то, не знаю что». И сельчане припомнили, что давным-давно стены их домов украшали картины юного Кутилова, картины с пальмами, лебедями и знойными красавицами, нарисованными… на клеенке. Кутилов выбрал то, что шло на всех российских базарах нарасхват. И сейчас эти «картины» являются поистине драгоценными экспонатами бражниковского музея, потому что рассказывают не только о Кутилове, но и жителях села тех, уже далеких лет.
В то время как первая и вторая попытки издать Кутилова в Москве сорвались по необъяснимым причинам, колосовская районная газета «Новый вымпел» на своей базе издала книжечку своего земляка и бывшего репортера газеты под названием «Тема для песни». На конференции в политехе редактор «Нового вымпела» Маргарита Литвинова посетовала, что есть определенные трудности с распространением книг Кутилова. Но в этой ситуации виновато не только временное отторжение людей от книги, но и отсутствие кутиловского центра или фонда Кутилова в Омске.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ФОНД ПОЭТА?
— Отметьте, — говорил на конференции Александр Бекишев, — что все книги Кутилова составлены, отредактированы друзьями поэта. Музей в Бражникове открыт земляками Аркадия без согласования не только с областным штабом культуры, но и без согласования с районными властями. Почему? Заранее было понятно, что высшие органы власти не захотят заниматься проблемами Кутилова. Почему? Потому что дурная слава, которая преследовала поэта полжизни, она не исчезла до сих пор.
Кутилов для немалого числа людей до сих пор пьяница, бомж, бродяга, бездельник и псих. Да и чиновников можно понять: они не специалисты по Кутилову, у них свой круг вопросов, которыми они постоянно заняты. А Кутилов сегодня требует подхода к себе на качественно новом уровне. Пример нового уровня — это создание бражниковского музея поэта. Новый уровень — это композиторская работа омички Лолиты Чернорай, авторское исполнение песен на стихи Кутилова, издание книги стихов с нотами и диском с записью 15 песен. Такую многоэтапную работу выполнила Лолита Чернорай! В планах будущего фонда Кутилова — проект объединенного музея двух поэтов: Сергея Есенина и Аркадия Кутилова в доме Антона Сорокина по улице Лермонтова, 28а. Почему никого из чиновников не волнует факт, что знаменитая «Есениниана» омича Ивана Андреевича Синеокого (а собрание это является полновесным музеем Сергея Есенина) уже почти 30 лет заперта в коробках литературного музея имени Достоевского. Фонд Кутилова поднимет вопрос о нетерпимости положения, когда омское собрание, почти равное по содержанию первому (и единственному!) в России музею Есенина в его родном селе Константинове, никак не используется. В заключение скажу, что фонд Кутилова будет создан для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему издания сборника стихов Кутилова в одном из ведущих столичных издательств. В этом случае о нашем земляке сразу узнает вся поэтическая, вся читающая Россия…
АХ, СУДЬБЫ, СУДЬБЫ…
На конференции с докладами о творчестве Кутилова выступили несколько студентов Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского — Анна Неверова, Игорь Федоровский, Дмитрий Дзюмин, Ольга Сологуб. Их научное творчество, исследующее «темы Кутилова», началось во время, когда еще были живы-здоровы люди, знавшие поэта, дружившие с ним. Скажем, на конференции выступили: врач-психиатр Ирина Дворкина, земляк поэта, член Союза писателей России Владимир Новиков, заслуженный учитель России Раиса Фомина, работавшая с Кутиловым в редакции газеты, а также бывший преподаватель истории в исправительно-трудовой колонии № 8 Нина Самохина (в ИТК-8 Кутилов работал библиотекарем). Так вот, воспоминания этих людей создают совсем другой образ Кутилова, совершенно отличный оттого, какой был навязан официальными органами советского периода. Они нарисовали его пьяницей, но они сами были пьяны от своей административной всесильности.
Чем еще поразила I региональная конференция, посвященная творчеству Кутилова? Своеобразным приложением к ней была концертная часть, аж на полтора часа! И это еще притом, что композитор и певица Лолита Чернорай — кутиловская звезда — была в командировке. В музее политеха выступили Александр Бондарев, Аркадий Ишимов, Альвива Аксенова, Марина Тимашева, Татьяна Завьялова, Валерий Майоров, Владимир Родишевский, Георгий Зайцев, маленький студенческий хор и внучка Аркадия Кутилова — Саша Гартунг, исполнившая на фортепиано одну из своих прелестных композиций. Вот окончит девушка консерваторию и по-хозяйски возьмется за поэзию своего деда, кто знает, но будем надеяться, что именно она напишет фортепианный концерт или симфонию, посвященную Аркадию Кутилову — «человеку из ада».