СЕЛЬСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИВАНА КОБЯКОВА

СЕЛЬСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИВАНА КОБЯКОВА

Книга доцента омского агроуниверситета могла бы стать нацпроектом по возрождению жизни на селе

В ДУХЕ ПРЕДКОВ

Половину крестьянских хитростей, упомянутых в этой книге, Иван Демидович Кобяков помнит еще с детства. Родился и вырос он в деревне Шарып Красноярского края. Было у Вани 10 сестер и братьев. В начале 20-х у Кобяковых были большой двухэтажный дом, 97 гектаров угодий, 25 коров, 13 лошадей и полный набор сельхозтехники. Хозяйство вели всем семейством. Большевики добро национализировали, а братьев Кобяковых сослали в тайгу. Но отец Ивана был на все руки мастер и сумел прокормить семью: разводил пчел, плотничал, выделывал кожи.

Иван пошел в отца — к восьми годам умел многое. Мог в доме наладить любую вещь — часы, к примеру, или старинный утюг на углях — электрических приборов тогда еще не изобрели. Ремонтировал конные грабли, сенокосилки, льномялки… Годам к десяти разбирался в тракторных двигателях.

Потом поступил в Омский сельхозинститут. Стал крупным специалистом по тракторам и комбайнам — доцентом агроуниверститета, членом-корреспондентом Академии наук. Жил в городе, выезжал иногда в село, на испытания сельхозтехники. После одной из них рука Кобякова «потянулась к перу, перо — к бумаге»: захотелось нарисовать сани-розвальни, сани-самосвалы, конный плуг, жестяной самовар…

ВЕК ВОЛИ НЕ ВИДАТЬ

— Село потеряло свое лицо, превратилось в городское захолустье. На перестройку грешить, тут не стоит. Намного раньше этот процесс начался, — считает Кобяков. Хотя девяностые годы, а следом двухтысячные в одной только Омской области разорили сотни хозяйств, эти реформы лишь выявили и ускорили процесс разложения на селе. Все это к вопросу о животворящем духе, который 70 лет выбивала из крестьянина советская власть — прикладами, трудоднями, партсобраниями, соцсоревнованиями…

И все-таки этот дух, уверен Иван Демидович, в народе, особенно в Сибири, неистребим. И как только на рубеже 80-90-х годов правительство выдало колхозникам вольную, в регионе образовалось шесть тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. Правда, немного их. Гораздо больше тех, кто ломается.
спиваясь от безысходности сельской жизни.

КОННАЯ ТЯГА

Доцент Кобяков доказывает, что земледельцу дорогостоящая техника ненадобна. Тысячу лет обходились без них наши предки и были, считает он, счастливее нас. Опыт этот Иван Демидович собрал в уникальном издании, где представлены практически все предметы сельского труда и быта с описанием назначения и принципа действия. Поначалу, рисуя их в общей тетради, никакой книги Иван Демидович не замышлял — рисовал то, что видел и делал сам, о чем слышал от отца и односельчан. А когда таких картинок набралось несколько сот, подумал и о книге. Отыскал в «Пушкинке» журналы для крестьянина 80-90-х годов XIX века. Проверил себя: наброски, что делал по памяти, совпадали с журнальными иллюстрациями один к одному. В итоге получилась рукопись из 1200 глав. Энциклопедия народного опыта, сказал бы Виссарион Белинский. Иван Кобяков озаглавил ее скромней — «Книга для сельского хозяина».

-Любой смекалистый хозяин, — говорит автор, — в состоянии материализовать любой из этих рисунков, включая самые сложные — элеватор для нагрузки сена, почвообрабатывающие орудия, жатки, сеялки… И больших материальных затрат для этого не потребуется. Обойтись можно и без кредитов по нацпроекту «Развитие АПК».

Сама «Книга для сельского хозяина» могла бы стать национальным проектом — по возрождению смысла жизни в селе, если б власть донесла ее «до каждой деревенской избы», как пишет в предисловии бывший глава Омской области Анатолий Леонтьев. Потому что в Сибири, да и в России, предостаточно мужиков с руками и головой — просто трудно найти им сейчас в сельской местности применение.

Основной раздел книги — «Конная тяга». За ней будущее, убежден Кобяков. Комбайн — техника не для крестьян, а для землевладельцев — ему не разогнаться на площади меньше 100 га. А вспахать и засеять земельную долю, 5-10 га, можно на лошади. Для зерна территория маловата, а для картофеля, овощей — в самый раз. Чтобы сельской семье жить в достатке, достаточно двух лошадок. А все, что цепляется к ним — плуги, бороны, сани, телеги, — можно сделать собственноручно.

На фото: Кобяков и рисунки из его книги