Один из немногих омских художников, он окончил Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В 80-е годы, работая в художественном комбинате Омска, по сути, стал первым дизайнером — тогда еще и слова-то такого почти не знали, говорили — «художник-оформитель». При этом Сергей Краморов еще и живописец, график, скульптор, педагог. И просто веселый человек, который может рассказать интересную историю на любую тему.
ПРО РОЙ ПЧЕЛ
Живописные и графические работы Сергея Краморова разлетелись сегодня по всему миру. Их охотно увозят во Францию, Германию, Голландию, Израиль, Югославию и даже в Японию. Японцам нравятся неброские пейзажи с голыми деревьями и первым снежком. Так, один коллекционер выбрал себе чисто русскую бытовую картинку: заснеженная деревня, хмуро-теплый день и бабушка, возвращающаяся из магазина с «продуктовым пайком» в авоське. Углядел в этом пейзаже глубинный философский смысл.
Приобретают картины Краморова и в Омске, в офисной обстановке действуют они как-то благотворно. А недавно произошел курьезный случай: Сергей Николаевич зашел в одну организацию и увидел странно знакомую картину. Заинтересовался автором и вдруг прочел в уголке: «С. Краморов». Вот так, сам себя не узнал! «Когда работаешь над чем-нибудь, по телу бегают мурашки. Целый рой пчел, которые тебя покусывают, — описывает творческий процесс Сергей Краморов. — Помнишь каждый мазок. А потом забываешь. И, увидев картину, удивляешься: оказывается, это ты, любимый, сотворил…»
Краморов любит рисовать море. Мальчишка, родившийся в шахтерском городке Прокопьевске, он увидел море лишь в 15 лет. С тех пор не раз бывал там с семьей, но рисует он не с натуры, а после. Ему нужно думать, мечтать, вспоминать, а не быть у моря. Его «Изумрудный прибой» или «Теплое дыхание шторма» — в какой-то степени тоже дизайнерская конструкция. В музей Айвазовского в Феодосии Краморов не пошел. Не дай бог начать что-то срисовывать у великого мариниста! Когда их начинают сравнивать, Краморов всегда выражает протест: «Нас связывает только одно: Айвазовский умер 19 апреля 1900 года, а я ровно через 53 года в этот же день родился».
ПРО КРАЖУ КАРТИНЫ
Краморов, пожалуй, может гордиться не только тем, что его картины покупают, но и тем, что их… крадут. Как-то на выставке-продаже случилась просто детективная история. Вполне приличные на вид люди приглядели себе картину, кстати, со штормовым морем. Уговорили продавцов дать им ее домой для замера, мол, вдруг не подойдет. Оставили щедрый задаток в долларах и увезли работу. Продавцы два дня ждали, потом решили доллары все-таки поменять. Они оказались фальшивыми…
Беззастенчиво попользовались и другой интеллектуальной собственностью. Краморов, профессор кафедры дизайна факультета искусств ОмГПУ, написал два учебных пособия в области конструктивного рисунка. В 2005 году их издали небольшими тиражами в Омском книжном издательстве. Но уже скоро интернет стал пестрить предложениями, купить эти книги в совершенно непонятном «левом» варианте.
Краморов, было, обиделся и рассердился, но потом увидел на тех же интернет-форумах, как студенты и начинающие художники цитируют его, предлагают друг другу почитать, и успокоился. Обидно, конечно, что кто-то наживается на твоих трудах. Но, с другой стороны, еще неизвестно, распространились ли бы книги так широко официальным путем, а тут — уже стольким людям пригодились. Хотя хотелось бы, конечно, цивилизованного отношения к твоему интеллектуальному труду.
ПРО ИНОПЛАНЕТЯН
На картине Краморова «Процессия» снятого с распятия Иисуса несут люди в скафандрах. Это не сразу замечаешь, поначалу шлемы кажутся просто сиянием вокруг голов. А может, так и было? Может быть, Иисуса действительно спасли более продвинутые во всех областях, в том числе и в медицине, пришельцы? Во всяком случае, Сергей Николаевич считает, что главу о Воскрешении в Новом Завете можно истолковать и так.
— А возьмите Пушкина, — говорит он, лукаво улыбаясь, — все его сказки от Арины Родионовны. Давайте я вам сейчас расскажу ту, которая потом превратилась в бой Руслана с Головой. Возвращался мужик из города в деревню. Видит — на поле что-то сверкает, подымливает, попыхивает. Испугался мужик, вытащил оглоблю, подошел к неведомому и ткнул его. Оно пыхнуло огнем и быстро — фьюить! — улетело. Мужик в страхе на телегу — и в деревню. Стал рассказывать там, что пытался потрогать что-то, что горело и сверкало. Через поколение это превратилось в историю про местного богатыря, сразившегося с великаном на поле. Другое поколение еще что-то добавило, потом история через Арину Родионовну дошла до Пушкина. Почитайте внимательно, ведь это про инопланетян!
ПРО ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ
«Город идет куда попало», — вдруг грустно изрекает Краморов. В ответ на мой вопросительный взгляд добавляет, что как дизайнер он замечает: нет в городе хорошей архитектурной стратегии. Наверное, он знает, о чем говорит. Ведь был главным художником худкомбината, работал над дизайн-проектами интерьеров (в том числе музыкального театра). Бывший мэр Омска Валерий Рощупкин видел Краморова на посту главного дизайнера города, но война областной власти с городской закончилась не в пользу последней, и намерения не осуществились. А у Сергея Николаевича и сейчас много интересных идей.
Например, он рискнул бы убрать универмаг «Детский мир» с его привычного места. За счет этого расчистилась бы бывшая площадь у пехотного училища, где можно было бы снова организовать развод караула и ежедневные вечерние гуляния — возродить исторические традиции. Неплохо было бы, считает Краморов, выстроить инфраструктуру так, чтобы сделать самодостаточным как правый, так и левый берег Иртыша — дабы людям не приходилось ездить каждый день с берега на берег на работу и обратно. А то так никаких мостов не хватит…
«Я никогда не думал, что за двумя зайцами можно бежать и поймать обоих, -говорит Краморов. — Вообще-то, у меня их даже больше». Это он о том, что совместил свою дизайнерскую работу с педагогической, при этом занимаясь еще живописью, графикой, а с недавних пор и компьютерной графикой. Творческие идеи можно выражать во всем, даже если бывают периоды, когда приходится работать «в стол». Две из своих ипостасей — живописца и графика — он представит на выставке «Сергей Краморов.55», которая открывается сегодня в арт-галерее «Квадрат». Нетрудно догадаться, что выставка юбилейная. И в свои «две пятерки» Сергей Краморов утверждает: у него все еще впереди!