Халява-тетка зовет

Халява-тетка зовет

В Омске предпринимателя наказали за использование в рекламе образа Родины-матери

Комиссия Омского управления ФАС решением от 15 апреля оштрафовала предпринимателя Елену Трубицыну за использование в рекламных листовках «образа женщины, сходного с образом с плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» и слоганом «Халява прет!».

Листовки с рекламой магазина «Федорина радость» распространялись в Омске в феврале 2008 года. В их оформлении был использован рисунок женщины, копирующий знаменитый образ Родины-матери с плаката художника Тоидзе 1941 года. В листовках рекламировались скидки на отдельные товары и использовалось выражение «Халява прет!». Эта реклама сразу же вызвала возмущенные публикации в местных СМИ и многочисленные жалобы горожан. В одной из публикаций «КП-Омск» прямо предлагалось направлять письменный жалобы в антимонопольное управление. И действительно, как уточнил агентству «Премьер-инфо» заместитель руководителя УФАС по Омской области Владимир Шаров, заявления об оскорблении национальных символов поступили в управление и от отдельных граждан, и от Союза ветеранов, и из мэрии.

Г-н Шаров признал, что омская комиссия такое дело рассматривала впервые. Впрочем, никаких сомнений при его рассмотрении не возникало. Уж слишком явным было нарушение Закона. Несмотря на это рекламодатель поначалу пытался оспаривать обвинение, заявляя, что в использовании слова «халява» нет ничего оскорбительного и противоречащего нормам русского языка. Чтобы укрепить свои позиции, УФАС заказал филологическую экспертизу рекламы и заручился мнением экспертного совета по рекламе, который также признал изображение не соответствующим закону. В результате комиссия УФАС признала рекламу ненадлежащей, а предпринимателя Трубицыну — виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы. Она наказана штрафом в 10 тысяч рублей. И, по мнению некоторых членов комиссии, еще «легко отделалась».

Примечание. Независимые специалисты по рекламе обращают внимание на то, что в развернутом решении комиссии УФАС содержатся весьма противоречивые утверждения: рекламодателя обвинили одновременно и в нарушении норм русского языка путем использования жаргонного слова «халява», и в недостоверной рекламе, поскольку товары не предоставляются бесплатно, как можно понять … из использования слова «халява». Судя по всему, специалисты УФАС, учитывая общественную значимость этого дела, решили подстраховаться, не ограничившись статьей, запрещающей использование в рекламе оскорбительных сравнений.

На фото (С) КП в Омске, 2008 — фрагмент злополучной рекламы.