На прошлой неделе милиция совместно с аварийной газовой службой спасала хозяина частного дома по улице 11-я Заозерная. Как сказано в сводке с места происшествия, открыв вентиль баллона с пропаном, мужчина попытался устроить взрыв… в собственном жилище. По одной из версий, на отчаянный шаг несостоявшийся самоубийца пошел только потому, что его квартал оказался в зоне сноса.
Для выяснения истинных причин ЧП корреспонденты «Вечерки» отправились по указанному адресу. Взрывника-самоучки дома не оказалось, а его жена от общения категорически отказалась. Более разговорчивыми оказались соседи. По их словам, милиция и служба «04» действительно приезжали недавно в злополучный дом.
— Вообще-то, семья благополучная. Даже не верится, что Дмитрий (так зовут «пиротехника») мог на такое решиться, — удивляется живущая по соседству Елена Макарова. — Если из-за того, что сносить нас собираются, так это еще не скоро.
Тем не менее, даже разговоры о предстоящем расселении квартала частного сектора его обитатели воспринимают болезненно. Свое жилье они не считают ветхим, и расставаться с банями, просторными сараями и гаражами под боком не хотят. Однако планы местных жителей противоречат Генплану Омска. А он недвусмысленно определяет территорию в границах улиц 2-я Поселковая — Волкова — Королева — Заозерная в качестве зоны капитальной смешанной застройки. В недалеком будущем на месте разношерстных хибар должны появиться как современные многоэтажки, так и благоустроенные коттеджи. Соглашение о регенерации квартала мэрия заключила с двумя застройщиками — компаниями «Стройрезерв» и «Сибстройинвест». В Омске подобных площадок уже более сотни. Везде планируется снести старое жилье, а на его месте построить новое — как правило, высотное. Но старожилов с Заозерных такой вариант не устраивает.
— Начнут строить, все здесь переломают, — говорит председатель общественного объединения «Заозерное» Владимир Куц.
Местный активист собрал около двухсот подписей жителей улиц Заозерных и Поселковых под обращением в адрес городской администрации. В письме люди заявляют, что менять свое жилье на новое, не намерены, и требуют оставить их в покое. Многочисленными бумагами Владимир Куц буквально забросал департамент архитектуры и другие структурные подразделения горадминистрации. А в одном из телеинтервью даже заявил опешившим журналистам: если, мол, придут выселять, возьму газовый баллон и подорву его вместе с домом. О своем «ультиматуме» то ли — в шутку, то ли всерьез общественник рассказал и корреспонденту «ВО-Недели». Кто знает, не воспринял ли слова непримиримого активиста как руководство к действию тот самый «взрывник» с 11-й Заозерной, спасать которого пришлось экстренным службам? Впрочем, никакой нужды, идти в газовую контратаку у местных жителей, пока нет. Получив право на регенерацию этой территории еще в 2007 году, застройщики до сих пор так и не приступили к работе. Со стороны строительных фирм не было серьезных попыток организовать расселение жильцов.
А если этот процесс и начнется, то носить он должен исключительно добровольный характер — таково требование закона. Оно и стало камнем преткновения для многих строительных фирм, занявшихся регенерацией. Конечно, столь массовое нежелание менять свои хибары на благоустроенное жилье, как на Заозерных, для Омска, скорее, исключение. И все же практически в каждом квартале ветхого жилья находятся хотя бы одна-две семьи, которые становятся кошмаром для строителей. Газовыми бомбами, правда, не угрожают, предпочитая воевать рублем. Застройщики в один голос стонут от заоблачных, по их словам, выкупных цен.
— Одной из самых острых остается проблема завышенных требований владельцев недвижимости при заключении договоров выкупа, — сообщил в минувшую пятницу на совете по реализации нацпроектов директор департамента строительства Омска Сергей Козубович. — Федеральным законодательством никак не урегулирован вопрос взаимодействия застройщиков и собственника недвижимости. В результате здесь творится полный беспредел. Здание дробится между нескольким владельцами до размеров в три — четыре квадратных метра на человека. Выкупная цена возрастает до немыслимых размеров – я сумму не буду называть, чтобы журналисты не раструбили.
Перед строительными боссами замаячила вполне реальная перспектива оказаться разоренными обитателями полусгнивших лачуг. По мнению застройщиков, некоторые собственники расселяемого жилья откровенно спекулируют на ситуации. От неумеренного аппетита владела ветхого жилья, страдают не столько строители, сколько покупатели построенных на его месте квартир — квадратные метры обходятся слишком дорого.
— Уменьшение количества продаж готовых к реализации квартир стало в последние месяцы устойчивой тенденцией, — обеспокоен Сергей Козубович.
Тем не менее, новые соглашения об участии в программе освоения старых кварталов мэрия заключает с застройщиками едва ли не каждую неделю. Каждый третий многоквартирный дом в 2008 году построен за счет регенерации ветхого жилья.
СПРАВКА
В первом квартале 2008 года в Омске введено в эксплуатацию 200,1 тыс. кв. метров жилья, что на 25 % выше аналогичного показателя 2007 года. Пять много- \ квартирных домов (общая площадь — 44 тыс. кв. метров) построены по программе регенерации. Омской мэрией подписано 104 соглашения с застройщиками \ об освоении 106 кварталов ветхого жилья. Расселено 329 жилых домов площадью 31, 2 тыс. кв. метров. Работы по расселению ведутся в 47 кварталах, к строительству нового жилья приступили на 37 площадках.