ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

«Эхо» восьмидесятых

2 января 1987 года в одном из омских кафе встретились художники. Они были молоды и талантливы. Им было мало целого мира, о котором они хотели рассказать всю правду. То, что видели ИХ глаза. То, что слышало ИХ сердце. И они имели на это право.

Так возникло в тот январский день «ЭХО» — Экспериментальное художественное объединение, первое неформальное художественное объединение Омска.

Отцами-основателями «ЭХО» стали Владимир Бугаев, Владимир Владимиров, Михаил Герасимов, Геннадий Манжаев, Евгений Трифонов и Анатолий Ширяев. Свою руку приложил и журналист Дмитрий Чижик, ставший первым председателем объединения, и Алефтина Владимирова, его искусствовед.

Художники решили действовать всерьез и надолго. Они выработали программу и написали устав. В нем было три задачи: «1) Пропагандировать изобразительное, музыкальное, литературное и другие виды искусств молодых художников, не принадлежащих к другим организациям и союзам. 2) Стимулировать творческий рост работающих художников, имеющих свое творческое лицо. 3) Выявлять молодые творческие дарования и привлекать их к работе».

Перестройка только набирала обороты. Еще была цензура и КПСС. Искусство принадлежало народу, которого кормили с ложечки эрзацем социалистического реализма. Неформалы вызывали приступы идеологической изжоги у многих членов Союза художников (и не только). Помните, как, задыхаясь, хрипел Высоцкий: «В сон мне — желтые огни, и хриплю во сне я. Повремени, повремени, утро мудренее. Но и утром всё не так, не того веселья: то ли куришь натощак, то ли пьешь с похмелья».

Но «ЭХО» своего добилось. Заручившись поддержкой начальника Управления культуры Омской области Нины Михайловны Геновой, художники провели три (начиная с 1987 года) выставки. Экспозиции были развернуты в одном из павильонов выставочного сквера «Флора».

Неприятие, шок, изумление, восторг — реакция посетителей, толпящихся в павильоне, была разной (чаще доброжелательной). Но разве по-другому может быть?..

И вот 20 лет спустя неформалы (пусть и не все) опять вместе. Теперь под сводами Музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, где 15 апреля состоялось открытие выставки, посвященной 20-летию образования «ЭХО». Выставка была подготовлена совместно с городским музеем «Искусство Омска» (куратор Галина Мысливцева, зам. директора по научной работе, с ее легкой руки все и началось).

Экспозиция развернута в двух помещениях: живопись и графика 80-х, и современное искусство. Всего 83 работы. Наталья Муратова и Светлана Черноок (ну что за молодцы), устроители выставки, постарались создать историческую атмосферу тех лет. Гостей встречает оригинальная афиша объединения «ЭХО» (автор Евгений Трифонов), звучит знаменитый альбом Жана Мишеля Жарра «Oxygene», на стенах развешена хронология событий, на тумбах — вырезки газет тех лет и информация об участниках выставки. Особый стенд посвящен ушедшему недавно Анатолию Ширяеву, рядом на рояле — отпечатанные на листах его стихи, которые можно было взять с собой.

Открыл выставку директор Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Борис Коников (спасибо, Борис Александрович). Затем выступила обаятельная Нина Михайловна Генова (низкий вам поклон) и Галина Мысливцева (огромное спасибо). Поделился своими впечатлениями профессор ОмГУ Николай Томилов, подарив музею свои труды. От неформалов слово держал Сергей Тырков, который с трудом скрывал свое волнение.

Впечатление от выставки самое-самое. Залы были набиты до отказа, много молодежи. Поражает все (и лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз прочитать). Но все же дадим слово специалисту, Галине Мысливцевой: «Пожалуй, базовой объединяющей всех идеей было понимание искусства как возможности выйти за пределы видимой реальности. В этом смысле беспредметные живописные структуры убежденного абстракциониста Владимира Бугаева и экспрессивная абстракция Евгения Трифонова и Михаила Герасимова сближались с актуализированными образами подсознания в работах сюрреалистов Владимира Новикова и Дмитрия Гонтаренко. Отмеченные поэтикой символизма ранние холсты Евгения Вигилянского, ассоциативная пластика досок Константина Грабовского пейзажно-знаковая лирика Геннадия Манжаева дополнялись «мифотворчеством» Владимира Владимирова и Сергея Тыркова. Утверждение гармонии бытия сочеталось с повышенным драматизмом восприятия мира и «концептуальным абсурдом». Созданные художниками образы отсылали к древней и средневековой мифологии, литературе, кино…»

Много в наше время информационного мусора, многое не хотелось бы видеть, о многом не хотелось бы говорить. Но только не о них. Ведь они были первыми: Анатолий Агафонов, Владимир Бугаев, Евгений Вигилянский, Владимир Владимиров, Михаил Герасимов, Юрий Грибановский, Дмитрий Гонтаренко, Александр Гончарук, Константин Грабовский, Игорь Гурьянов, Александр Дисавенко, Александр Дорошкевич, Владимир Желнорович, Александр Исланов, Анвар Кинжагулов, Алексей Козлов (Омский), Андрей Королев, Игорь Левко, Геннадий Манжаев, Владимир Новиков, Владимир Новокшонов, Владимир Новосельцев, Андрей Расторгуев, Евгений Трифонов, Сергей Тырков, Сергей Чернышев, Александр Ярцев. (Прошу прощенья, если кого пропустил).

«Иных уж нет, а те далече…» Жизнь разбросала «эховцев» по разным городам и странам. Ушли из жизни Сергей Клевакин, Олег Сумароков, Анатолий Ширяев… И, вряд ли кто-нибудь из них мог в том далеком 1987 году подумать, что через 20 лет их будут чествовать. И они это заслужили. По праву.

Господа. Сходите в Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Прикоснитесь к прекрасному и вечному. Может быть, лет через 20-30 так будут чествовать и вас?..