«МАДОННА» ЦЕННЕЕ, ЧЕМ СЧИТАЛИ

Под верхним слоем копии картины Рафаэля омские реставраторы обнаружили изображение, относящееся к эпохе мастера

Завотделом реставрации живописи музея ИЗО Наталья Минько говорит, что в написании нижнего, более раннего слоя принадлежащей омскому музею копии картины «Святое семейство» использованы приемы, которые отсылают исследователей в эпоху самого Рафаэля. То есть под изображением XVII — первой половины XVIII века может оказаться копия, выполненная одним из учеников Рафаэля в XVI веке. То, что не самим Рафаэлем, ясно уже из того, что подлинник этой знаменитой картины (ее второе название «Мадонна дель Пополо») демонстрируется в музеях России.

История подлинника очень интересна. Долгое время картина считалась утраченной. Специалисты предполагали, что ее вывез из Италии один из представителей уральской промышленной династии Демидовых, однако точного местонахождения шедевра никто не знал. А в 1924 году полотно было обнаружено на чердаке старого дома в Нижнем Тагиле — в крайне плачевном состоянии. Несмотря на то что Рафаэль оставил на картине свою подпись, специалистам пришлось немало потрудиться для определения авторства — оно было установлено лишь после трехлетнего исследования. После реставрации картина «Святое семейство» («Мадонна дель Пополо») выставлялась в Екатеринбурге, а сейчас находится в музее Нижнего Тагила.

Не менее яркой может оказаться и история омской копии этой картины — если ее решат разъединить на две путем переноса верхнего изображения на другое полотно. Впрочем, операции по разъединению картин не всегда целесообразны, считает Минько. Возможно, в ближайшие годы на сей счет будет проведено исследование омской копии в одном из центральных музеев России.

— Раньше не было методик реставрации картин, которые могли бы удалять с изображения пятна, потемнения, влагу, — рассказывает Наталья Григорьевна, — поэтому на имеющееся изображение просто наносился новый слой краски. И живописцы часто действовали при этом довольно свободно, выводя свое новое изображение за границы существующего. Так произошло и с омской копией «Святого семейства» — рентген показал, что, к примеру, младенец на нижнем слое более худой, чем на верхнем. И все же верхнее изображение также имеет большую историческую ценность.

На выставке итальянской живописи и русских икон, которую музей ИЗО готовит к концу этого года, омичи увидят верхний слой отреставрированного полотна «Мадонна дель Пополо».

КСТАТИ

НЕИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ ОБРЕЛИ ИМЕНА

За годы работы в музее ИЗО им,- Врубеля Наталья Минько путем исследований установила авторство боте десятка картин.

Среди полотен, которые она идентифицировала, картина французского живописца XVII века Вуэ «Мадонна с младенцем» и «Лесной пейзаж» голландца Мейндерта Хоббема, тоже XVII век. Раньше каждая из этих работ значилась как«картина неизвестного художника», а после установления авторства их ценность резко возросла.