Удивительным образом расходятся ощущения омичей с оценками чиновников по поводу состояния зеленых насаждений Омска. Люди постоянно пишут и звонят в редакцию: деревья вырубают! Спросите любого жителя областного центра, и он вам скажет, что «легкие» города ужимаются, как шагреневая кожа. Но сверху нам говорят, что это субъективное общественное мнение, которое опровергается официальной статистикой.
И ведь действительно опровергается — документально! Вот, например, какие данные по запросу «Труда-7» привели в администрации Центрального округа. Нынешней весной на территории ЦАО произведен снос 470 аварийных деревьев, а новых посадили 1670, почти в четыре раза больше. Да плюс еще 2000 единиц кустарника. И так, между прочим, происходит каждый год. Еще одна замечательная выдержка из ответа районной администрации: «По данным отдела зеленого строительства управления благоустройства ЦАО, из высаженных деревьев в среднем приживается 60-70%». Выходит, мы должны жить в настоящем оазисе. Что называется, не верь глазам своим…
Правда, одна из местных газет недавно привела резкое возражение мэра Виктора Шрейдера в ответ на эту статистику, озвученную главой округа Владимиром Казимировым. Виктор Филиппович заявил, что у него совсем другие данные: приживается только 10% высаженных деревьев. Не верить мэру, оснований нет, но картина тогда получается удручающая: взамен срубленных весной в округе 470 старых деревьев появится только 167 новых. Город действительно «лысеет».
И тут ведь еще одну деталь нужно учитывать: воткнутые в землю прутики станут деревьями лет через 15-20 — целое поколение омичей вырастет в «зачищенной» городской среде. Да и сажают-то зачастую совсем не там, где срубили. Посмотрите, к примеру, на центральную часть Омска — ее ведь проредили так, что оторопь берет. В том же сквере напротив мэрии за последние годы спилили многие десятки деревьев и ничего не посадили взамен. Буквально на днях здесь ликвидировали еще несколько лиственниц на примыкающей к дороге аллее. Мотив понятен: высокие красивые деревья почему-то стали хиреть. Но аллея в результате теперь похожа на рот с выбитыми зубами, и возникает ощущение, что дорога залезла прямо в сквер.
Кстати, при расширении Красного Пути от метромоста не нашлось даже узенькой полоски для деревьев, и по тротуару пешеходы сейчас передвигаются, будто в потоке машин. Пыльно, шумно, неуютно — город не для людей.
У зеленых насаждений в Омске есть и еще одно немаловажное предназначение: они в какой-то мере скрывают облупленные фасады домов, делают менее заметными выщербленные тротуары, замусоренную территорию, общую неухоженность и неустроенность. Там, где деревья вырубаются, вся эта «красота» сразу же начинает бить по глазам.
А в целом проблема очень серьезная, и, судя по всему, она чрезвычайно беспокоит абсолютное большинство омичей: люди хотят жить в зеленом, уютном городе, а не в каменном мешке, в который постепенно превращается Омск.